Предоставление жилищной субсидии шахтерам



Судья Тимофте В.К. Дело № 33-7417/2010 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ивановой Е.А., Головкова В.Л.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 22 ноября 2010 года

дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 июня 2010 года, по которому

Министерство энергетики Российской Федерации обязано через Администрацию муниципального образования городской округ «Воркута» включить Семенюк И.Б. с составом семьи в льготный список на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута» обязана предоставить Семенюк И.Б. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Семенюк И.Б. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности включить его в льготный список на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Юнь-Яга» и к Министерству энергетики Российской Федерации о возложении обязанности предоставить истцу жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Никонова Л.В., Никонова К.А., Никонова А.А., Семенюк А.И., Чалова О.И., Чалов Н.В.

Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суде не присутствовали. Истец, ответчик Администрация муниципального образования городского округа «Воркута», третье лицо ОАО «Воркутауголь» просили рассмотреть дело в их отсутствие. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), третьи лица ГУ «Соцуголь», Никонова Л.В., Никонова К.А., Никонова А.А., Семенюк А.И., Чалова О.И., Чалов Н.В. о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности неявки суду не представили.

Суд постановил приведенное выше решение.

Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 октября 2010 года Минэнерго России восстановлен срок для подачи кассационной жалобы на указанное решение.

В кассационной жалобе Минэнерго России не согласно с решением суда и просит его отменить, отказав Семенюку И.Б. в части возложения на Минэнерго России обязанности по включению истца с составом семьи в льготный список на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, ссылаясь на то, что Семенюк И.Б. своевременно не обратился с заявлением о включении его в льготный список, в связи с чем пропустил срок исковой давности, а также на то, что Минэнерго России не осуществляет непосредственно социальные выплаты.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Судом установлено, что Семенюк И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на шахте «Юнь-Яга» производственного объединения «Воркутауголь». Трудовой договор расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия.

Стаж работы истца в угольной отрасли на момент расторжения трудового договора в связи с ликвидацией предприятия, шахты «Юнь-Яга», составляет ... лет ... дней, т.е. более 15 лет, указанный стаж в жалобе не оспаривается.

После увольнения с шахты «Юнь-Яга» Семенюк И.Б. продолжает проживать и работать в районах Крайнего Севера, его стаж работы на предприятиях угольной промышленности по состоянию на 01.01.2005 составил ... лет ... месяца ... дней.

Постановлением Правительства РФ № 385 от 03.04.1996 «О ликвидации государственных предприятий «Шахта «Юнь-Яга» и шахта «Южная» производственного объединения «Воркутауголь» инициирована процедура ликвидации государственного предприятия «Шахта «Юнь-Яга».

28.06.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

12.05.1996 на общем собрании шахты «Юнь-Яга» принято Положение о порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты «Юнь-Яга» объединения «Воркутауголь» в связи с ее ликвидацией.

Истец не был включен в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «Юнь-Яга», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г.Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты. По сообщению Администрации МО ГО «Воркута» Семенюк И.Б. состоит в общереспубликанском списке очередников на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ в общей очереди в списке «пенсионеры».

Вывод суда о праве истца на получение жилищной субсидии соответствует требованиям действующего законодательства.

Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно органи­зациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения были внесены постановлениями Правительства РФ от 26.01.2006 № 43 и № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Семенюка И.Б. удовлетворены правомерно.

Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.

Ссылка в жалобе на то, что Семенюк И.Б. не был включен в списки высвобожденных работников предприятия, претендующих на получение субсидии, не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа работнику в предоставлении жилищной субсидии и само по себе не исключает права истца на ее получение. Кроме того, п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 предусмотрена ежегодная корректировка списков граждан, подлежащих переселению.

Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности несостоятелен.

В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

Требования о включении Семенюка И.Б. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения направлены на защиту его личных неимущественных прав. Требования об обязании ответчиков предоставить жилищную субсидию являются производными от требований о включении в очередь на получение жилищной субсидии. К данным правоотношениям срок исковой давности не применим.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200