ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Пластинин И.В. Дело №33-7271/2010г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Машкиной И.М., Ус Е.А. при секретаре Глобу Н.В. рассмотрела в судебном заседании 18 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе администрации МО ГО "Вокрута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 сентября 2010 года, согласно которому исковые требования Комаровой М.Д. удовлетворены. Признано право Комаровой М.Д. на получение государственной жилищной субсидии в 2010 году, в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с датой постановки на учёт 01 августа 1990 года. На Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми возложена обязанность через Администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" выдать Комаровой М.Д. и членам её семьи ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в соответствии с установленной очерёдностью. Взыскана с Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... рублей ... копеек. Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Ярмолюк В.П., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Комарова М.Д. обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности предоставить жилищный сертификат, признать её право на получение государственной жилищной субсидии в 2010 году в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с датой постановки на учёт 01 августа 1990 года; обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать ей и членам её семьи ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в 2010 году. В обоснование искового заявления указала, что является инвалидом второй группы бессрочно, пенсионерка, проживает по адресу .... Трудовую деятельность начала с 1959 года. Состоит на учёте в жилищном отделе ... для переселения с использованием средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой постановки на учёт с 01 августа 1990 года. В апреле 2009 года была признана инвалидом второй группы и переведена во вторую очередь для получения жилищной субсидии - инвалидов первой и второй групп. В 2010 году ей установлена вторая группа инвалидности бессрочно. В ноябре 2009 года она получила уведомление о том, что включена в сводный список граждан - получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год по Республике Коми. Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми ей отказано в предоставлении жилищной субсидии на состав семьи из пяти человек. Основанием к отказу явилось то, что жена её сына - Комарова Л.В. приобрела трёхкомнатную квартиру по адресу: ... таким образом сын и невестка Комарова Л.В. не имеют права на получение жилищной субсидии. В дальнейшем она оформила документы на получение сертификата только на себя и двоих внуков: ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без сына и его жены. Однако Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми повторно отказано в выдаче сертификата выпуска 2010 года. Основанием для отказа послужило письмо Прокуратуры Республики Коми от 05.05.2010 №, согласно которого она не имеет права на получение государственного жилищного сертификата. С указанными доводами Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми не согласна, поскольку считает, что имеет право на получение жилищного сертификата с 01 августа 1990 года на состав семьи из трёх человек. В судебном заседании истица и её представитель уточнили исковые требования, просили обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать ей и членам её семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в соответствии с установленной очередностью через администрацию муниципального образования городского округа "Воркута". Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика - администрации МО ГО "Воркута" в отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований, заявленных к нему, отказать. Также указал, что администрация МО ГО "Воркута" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку надлежащим образом исполнила свои обязанности и включила истца в списки получателей жилищного сертификата. Представитель ответчика Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в отзыве на иск с исковыми требованиями также не согласился, поскольку при подаче заявления о предоставлении субсидии Комарова М.Д. представила недостоверные сведения, и в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, подлежит исключению из списка граждан - участников подпрограммы. Суд, руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке и вынес указанное выше решение. В кассационной жалобе администрация МО ГО "Воркута" не согласна с решением суда, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, поскольку законом не предусмотрено как предоставление субсидии отдельно на каждого члена семьи, так и на одного или двух из всех членов семьи. Кроме того, один из членов семьи истца - Комарова Л.В. имеет в собственности жилое помещение. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Из материалов дела следует, что 30 ноября 2006 года истец Комарова М.Д. обратилась в Администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", указывая на то, что относится к категории пенсионер, инвалид 2 группы, переселяющийся из районов Крайнего Севера и состоит в очереди с 01 августа 1990 года. В заявлении указала, что в настоящее время она и члены её семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Заявлением от 08 апреля 2009 года истец просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в ... составом семьи пять человек. На 2010 год, по состоянию на 26 августа 2009 года, истец Комарова М.Д. состоит в Администрации МО ГО "Воркута" под № в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в климатически благоприятных регионах Российской Федерации, с даты подачи заявления 01 августа 1990 года в категории "инвалиды", включена в сводный список граждан- получателей сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Письмом от 15.03.2010 №, адресованном руководителю МО ГО "Воркута", Минархстрой Республики Коми отказал в выдаче жилищного сертификата жителю г. Воркуты Комаровой М.Д. с составом семьи на пять человек в связи с наличием у Комаровой Л.В. в собственности трёхкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12 января 2010 года сделана запись регистрации №. Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2010 года Комарова Л.В., ФИО2 и ФИО3 признаны членами семьи Комаровой М.Д. для включения в состав семьи на получение государственного жилищного сертификата. Решение вступило в законную силу 27 февраля 2010 года. Заявлением от 23 февраля 2010 года истец просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в ... уже с составом семьи три человека, в том числе внук - ФИО2, внучка - ФИО3 Удовлетворяя исковые требования Комаровой М.Д., суд исходил из того, что поскольку истец состоит в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в климатически благоприятных регионах Российской Федерации, включена в сводный список граждан - получателей сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", то имеет право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Данный вывод суда является правильным. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В силу ст. 1 указанного Федерального закона право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах. Также учитывается наличие инвалидности. Согласно ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется, в том числе, исходя из состава семьи. В соответствии с подп. "а" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила) применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Удовлетворяя требования истца о возложении на ответчиков обязанности выдать Комаровой М.Д. государственную жилищную субсидию на состав семьи из трех человек, суд правильно исходил из того, что членами семьи истца для получения государственного жилищного сертификата признаны Комарова Л.В. и несовершеннолетние ФИО2 и ФИО3, что установлено вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2010 года, и в силу ст. 61 ГПК Российской Федерации не подлежит доказыванию вновь и оспариванию. При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что при предоставлении жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не должны приниматься во внимание члены семьи гражданина, обратившегося за субсидией, являются ошибочными, в связи с чем, не приняты судом кассационной инстанции во внимание. Установление факта нахождения в собственности Комаровой Л.В. жилого помещения по адресу: ..., не является основанием для отказа истцу в предоставлении жилищной субсидии, поскольку судом указанный член семьи и ее супруг не учтены в числе членов семьи Комаровой М.Д. В связи с этим, ссылка в кассационной жалобе на то обстоятельство, что истцом при оформлении заявления на выдачу субсидии указаны недостоверные сведения об отсутствии жилья на территории Российской Федерации, не может быть признана обоснованной. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание о признании права на получение истцом государственной жилищной субсидии в 2010 году. Статьей 10 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается. Принимая во внимание вышеизложенные нормы закона, судебная коллегия считает, что возможность предоставления Комаровой М.Д. государственной жилищной субсидии в 2010 году утрачена, кроме того, ответчик уведомил истицу после вынесения решения о том, что она включена в сводный список граждан - получателей сертификатов на 2011 год, в связи с чем указание о признании права на получение истцом государственной жилищной субсидии в 2010 году подлежит исключению из резолютивной части решения суда. Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения суда указание о о признании права на получение истцом государственной жилищной субсидии в 2010 году. Кассационную жалобу администрацию МО ГО "Воркута" оставить без удовлетворения. Председательствующий Судьи