Судья Воробьева Е.А. Дело № 33-6950/2010г. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Голикова А.А., Машкиной И.М., при секретаре Димовой Н.В., рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Усинске Республики Коми на решение Усинского городского суда Республики Коми от 4 октября 2010 года, по которому обязано ГУ-УПФ РФ в г.Усинске Республики Коми включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды трудовой деятельности Васильева В.Б.: службы в органах внутренних дел Ленинского райисполкома г.Йошкар-Ола с 28.12.1984г. по 09.10.1986г., службы в рядах Советской Армии с 30.10.1982г. по 28.10.1984г., нахождения в учебных отпусках, в связи с обучением в Коми ордена «Знак почета» государственном педагогическом институте: с 02.01.1991г. по 10.01.1991г., с 03.06.1991г. по 29.06.1991г., с 02.01.1992г. по 11.01.1992г., с 03.06.1992г. по 29.06.1992г., с 04.01.1993г. по 13.01.1993г., с 02.06.1993г. по 30.06.1993г., с 04.01.1994г. по 13.01.1994г., с 16.05.1994г. по 09.07.1994г., обучения на курсах повышения квалификации по специальности с 27.02.2006г. по 07.03.2006г., с 24.03.2006г. по 25.03.2006г., с 29.03.2006г. по 30.03.2006г., с 01.04.2006г. по 04.04.2006г. Обязано ГУ-УПФ РФ в г.Усинске Республики Коми назначить и выплачивать Васильеву В.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 29 сентября 2009г. Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснения представителя ГУ-УПФ РФ в г. Усинске РК Бандурович С.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Васильев В.Б. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усинске Республики Коми о включении периодов службы в рядах Советской Армии, органах внутренних дел, нахождения в учебных отпусках, обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, возложении на ГУ-УПФР в г.Усинске РК обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях. Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.Усинске РК просил отказать в исковых требованиях, признав требования истца в части включения в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды обучения на курсах повышения квалификации. Суд вынес указанное выше решение. В кассационной жалобе ответчик не согласен с решением и просит его отменить в связи с существенным нарушением норм материального права при разрешении спора, полагая, что суд необоснованно включил оспариваемые периоды в стаж педагогической деятельности истца. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Из материалов дела следует, что Васильев В.Б., ... года рождения, в устной форме обратился 29 сентября 2009г. в ГУ-УПФ РФ в г.Усинске РК о назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет, после чего истец повторно был приглашен ГУ-УПФ РФ в г.Усинске РК письмом № 06/15420 от 23.10.2009г. по вопросу назначения пенсии, где от него были затребованы справки, уточняющие льготный характер педагогической работы. После представления затребованных документов работником пенсионного фонда на 01.12.2009г. был подсчитан специальный педагогический стаж по выслуге лет, который составил 22 года 08 месяцев 08 дней. Васильев В.Б. вновь обратился 29 марта 2010г. с письменным заявлением о включении в педагогический стаж периодов работы, учебы, службы в рядах Советской Армии. Работником ГУ-УПФ РФ в г.Усинске РК на 05.05.2010г. был подсчитан ему специальный педагогический стаж работы - 23 года 02 месяца, после чего истец обратился с исковыми требованиями в суд. ГУ-УПФ РФ в г. Усинске отказано истцу в назначении и выплате досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа, поскольку периоды нахождения истца в учебных отпусках с 02.01.1991г. по 10.01.1991г., с 03.06.1991г. по 29.06.1991г., с 02.01.1992г. по 11.01.1992г., с 03.06.1992г. по 29.06.1992г., с 04.01.1993г. по 13.01.1993г., с 02.06.1993г. по 30.06.1993г., с 04.01.1994г. по 13.01.1994г., с 16.05.1994г. по 09.07.1994г., службы в рядах Советской Армии с 30.10.1992г. по 28.10.1984г., службы в органах внутренних дел с 28.12.1984г. по 09.10.1986г., обучения на курсах повышения квалификации по специальности в течение 2006г., не были засчитаны в стаж педагогической деятельности Васильева В.Б. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Суд правильно указал, что за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, в связи с чем истец имеет право на зачет периодов, не поименованных в указанном постановлении, в стаж на соответствующих видах работ. В период до 22 сентября 1993 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с пунктами 1, 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, служба в органах Министерства внутренних дел СССР и органах милиции, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 5 Правил в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Согласно пункту 5 статьи 68 КЗОТ РФ, ежегодные дополнительные отпуска предоставлялись в случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или иными локальными нормативными актами. Пунктом 8 статьи 50 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы. В соответствии со ст. 198 КЗоТ РФ за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохранялась средняя заработная плата. Поэтому периоды дополнительных учебных оплачиваемых отпусков являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, подлежащей включению в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и истца, в силу специальных нормативных актов наличие педагогического образования является обязательным условием выполнения работы. Доводы кассационной жалобы о том, что в силу пункта 4 Положения от 17.12.1959 г. № 1397, периоды прохождения службы должны составлять не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, на момент отмены указанного положения – 22 сентября 1993 года, подлежат отклонению. Действительно, указанным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет" ; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Поскольку изменение законодательства на момент решения вопроса о праве истца на досрочное назначение трудовой пенсии поставило истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, чего нельзя было разумно предвидеть, суд правильно признал, что это не должно нарушать впоследствии возникшего права истца. Подлежит отклонению и довод жалобы об отсутствии надлежащим образом оформленного заявления истца о назначении ему пенсии, поскольку обстоятельства дела свидетельствуют о необоснованном отказе Васильеву В.Б. в реализации его права на получение пенсионного обеспечения, несмотря на неоднократные письменные и устные обращения к ответчику. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Усинского городского суда Республики Коми от 4 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Усинске Республики Коми – без удовлетворения. Председательствующий Судьи