локальная система оповещения - химически опасный объект



Судья Орлова И.А. № 33-7900/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Глушкова М.В. и Кореневой И.В.

при секретаре Коданевой И.Н.

рассмотрев в судебном заседании 9 декабря 2010 года

дело по кассационной жалобе ООО «Городские водопроводные системы» г.Инта на решение Интинского городского суда от 23 сентября 2010 года, по которому возложена обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Городские водопроводные системы» оборудовать головные водозаборные сооружения г. Инты локальной системой оповещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя ответчика Сафроновой Е.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Инты обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании ООО «Городские водопроводные системы» оборудовать локальную систему оповещения в соответствии с требованиями действующего законодательства. В обоснование требования указал, что ООО «Городские водопровод­ные системы» эксплуатирует головные водозаборные сооружения г. Инты, расположенные на р. Большая Инта в 4 километрах от микрорайона «Восточный». Согласно выписке из Реестра потенциально опасных объектов го­ловные водозаборные сооружения г. Инты являются потенциально опасным объектом 4 класса, поскольку на них имеется склад хлора-хлораторная. Из указанной выписки из Реестра потенциально опасных объектов следует, что данный объект не оборудован локальной системой оповещения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представители ответчика в суде требования прокурора не признали по тем основаниям, что водопроводная насосная станция (ВНС) расположена вдалеке от населенных пунктов. До ближайшего населенного пункта - п. Восточный расстояние составляет более 4 км., тогда как в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» №178 от 01.03.1993 г. установлена зона действия локальной системы оповещения в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км. вокруг объектов.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ООО «ГВС» с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ст.347 ГПК РФ в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение правильным.

Из дела следует, что в Реестр потенциально-опасных объектов на территории Республики Коми включена Водопроводно-насосная станция – головной водозабор (склад хлора-хлораторная), расположенная в 3-4 км. от микрорайона «Восточный» в г. Инта Республики Коми, является потенциально опасным объектом по признаку химической опасности в связи с использованием в деятельности хлора. ООО «Городские водопроводные системы» эксплуатируют головные водозаборные сооружения г. Инты, расположенные на реке Большая Инта в 4-х километрах от микрорайона «Восточный» на основании договора субаренды имущества от 30.12.2009г., заключенного между ОАО «Интаводоканал» и ООО «Городские водопроводные системы». Данный потенциально опасный объект не оборудован локальной системой оповещения.

Удовлетворяя требования прокурора суд исходил из того, что эксплуатация ответчиком головных водозаборных сооружений г. Инты без установленной локальной системы оповещения является нарушением требований действующего законодательства по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций.

Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.

Согласно пункта 11 Положения о системах оповещения населения», утвержденного Приказом МЧС № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

В целях реализации Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" от 1 марта 1993 г. N 177, "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178 и совместного Приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны" от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803 разработаны Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" (утв. МЧС РФ 24.12.2002г.). (Далее-Методические рекомендации).

В соответствии с п.2.1. Методических рекомендаций локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Пункт 2.2.6. Методических рекомендаций предусматрено, что технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта.

Согласно п.2.2.7. при создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

Доводы ответчика в кассационной жалобе, что в соответствие с п. 2 Постановления Совета Министров Правительства РФ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 01.03.1993 г. №178 установлена зона действия локальной системы оповещения в районах размещения химически опасных объектов- в радиусе до 2,5 км. вокруг объектов, а ближайщий населенный пункт –микрорайон «Восточный» г.Инта от Водопроводно-насосной станции – головного водозабора (склад хлора-хлораторная) находится в 4 км., поэтому на ответчике не лежит обязанность по созданию локальной системы оповещения, судебная коллегия признает несостоятельным как основание к отмене решения суда, так как основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения не только до населения близлежащих населенных пунктов, но и населения (граждан), оказавщихся в зоне действия потенциально опасного объекта, а также руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения.

Как правильно указал суд первой инстанции меры предупреждения по оповещению возникновения чрезвычайных ситуаций на головных водозаборных сооружениях г. Инты не могут подменять локальную систему оповещения, к организационно-техническому построению которой предъявляются повышенные требования, в том числе по организационному, техническому и программному сопряжению с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» определяет только дальность (зону) действия локальных систем оповещения, которая для химически опасных объектов должна составлять в радиусе до 2,5 км вокруг объектов и не содержит положений, освобождающих организации, эксплуатирующих опасные производственные объекты, от оборудования объектов локальными системами оповещения при удаленности объекта от населенных пунктов свыше 2,5 км.

Не могут быть приняты как состоятельные для отмены решения суда и доводы ответчика в кассационной жалобе, что решается вопрос о переоборудовании Водопроводно-насосной станции и использовании в процессе эксплуатации в будущем вместо хлора гипохлорита, поскольку такое переоборудование в настоящее время не произведено, в процессе эксплуатации ответчиком используется опасный реагент, станция не исключена из Реестра химически опасных объектов.

Приведенные выводы суда подтверждены со ссылками на нормы материального и процессуального права, подробно мотивированы в решении суда и сомнений не вызывают

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, установленным по делу доказательствам дана правильная оценка.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Интинского городского суда от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО « Городские водопроводные системы» -без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200