Судья О.С. Дудина Дело № 33-7718/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ В составе председательствующего Сусловой Н.А., судей Перминовой Н.А., Ус Е.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в судебном заседании 25 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Территориальной избирательной комиссии г.Сосногорска на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2010 года, по которому заявление Ушаковой И.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному округу №17 Манчинской З.Б. – удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Территориальной избирательной комиссии города Сосногорска № 08-01/33 от 03 ноября 2010 года «О регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» четвертого созыва в части регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Манчинской З.Б.. Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска Скаковского А.А., представителя заявителя Бартоша Р.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ушакова И.В., кандидат в депутаты Совета МО МР « Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 обратилась в суд с заявлением и признании незаконным и отмене постановления ТИК г. Сосногорска № 08-01/33 от 03 ноября 2010 года «О регистрации кандидатов в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва» в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Манчинской З.Б., указав, что регистрация Манчинской З.Б. произведена в нарушении норм избирательного права, поскольку в подписных листах в трех случаях в графе «дата подписания подписного листа избирателем» даты проставлены не собственноручно избирателями, что является основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку отсутствует достаточное количество достоверных подписей избирателей. Впоследствии представитель заявителя по доверенности обратился в суд с дополнениями к заявлению, указав, что в подписных листах кандидата в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» Манчинской З.Б. в адресах места жительства избирателей отсутствуют наименование субъекта, города (района), что также является основанием признать регистрацию кандидата незаконной. Заявитель Ушакова И.В. в судебное заседание не явилась. В суде представитель заявителя требования поддержала. В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска с заявлением не согласилась. Манчинская З.Б. о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в суд не явилась, просила рассмотрение дела отложить в связи с нахождением на лечении, ранее в суде с требованиями не согласилась. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Манчинской З.Б. учитывая, что ранее она давала объяснения по существу требований. Суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Территориальная избирательная комиссия г.Сосногорска не согласна с решением суда и просит его отменить, указывая на правомерность своих действий, со ссылкой на положения ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ), ч.2 ст.15 Закона Республики Коми № 65-РЗ от 07 июля 2006 года "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" (далее по тексту Закон Республики Коми № 65-РЗ). Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и нормам закона. При оценке обоснованности требований заявителя суд правильно руководствовался положениями ст.34, 37, 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.15 Закона Республики Коми № 65-РЗ от 07 июля 2006 года "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми". Судом установлено, что 4 октября 2010 г. Территориальной избирательной комиссией г. Сосногорска были назначены досрочные выборы депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва на 28.11.2010 года. Манчинская З.Б. выдвигалась кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №17 путем самовыдвижения, в результате чего для регистрации кандидатом в депутаты ей необходимо было собрать не менее 48 подписей и не более 53 подписей избирателей соответствующего избирательного округа. В ТИК Манчинской З.Б. были представлены подписные листы, содержащие 50 подписей избирателей. Две подписи согласно заключению рабочей группы Территориальной избирательной комиссии г.Сосногорска по проверке подписных листов были признаны недействительными, что сторонами не оспаривалось. Учитывая, что количество действительных подписей являлось достаточным для регистрации кандидатом в депутаты, 3 ноября 2010 года, в соответствии с постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска № 08-01/33, Манчинская З.Б. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №17. Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что из 48 подписей избирателей в подписных листах 7 подписей являются недействительными, что в свою очередь свидетельствует о недостаточном количестве достоверных подписей и об отсутствии оснований для регистрации Манчинской З.Б. кандидатом в депутаты. С данным выводом суда соглашается судебная коллегия, поскольку он основан на законе. Согласно ст. 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом, и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. П. 2 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливает, что количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи. Согласно п. 8 ст. 37 Закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. При этом подпись и дату ее внесения избиратель в подписном листе ставит собственноручно. Статья 2 Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривает, что недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа; недостоверной - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. В силу пп. 5п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 N 65-РЗ "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" недействительными считаются подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно. В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. По смыслу указанной нормы достоверная подпись - эта подпись, которая собрана в строгом соответствии с требованиями законодательства о выборах и в установленном порядке не была признана недействительной и (или) недостоверной. Суд, признавая 7 подписей в подписных листах недействительными, обоснованно принял в качестве надлежащего доказательства заключение эксперта №... от 15.11.2010г. Межрайонного экспертно-криминалистического отдела № 3 ЭКЦ МВД по РК с дислокацией в ..., из которого следовало, что подписи избирателей Л.Л.С., Л.В.Н., Л.С.В. (в подписном листе №1, строке 1,2,3), Ч.И.С., К.И.И. (в подписном листе №2, строке 1,2), В.Н.К., В.С.Н. (в подписном листе №4, строке 7,8) выполнены разными лицами, а даты их внесения выполнены одним лицом, то есть даты внесения подписей не совершены указанными избирателями каждым собственноручно. Экспертное заключение, является полными, научно обоснованным, неясностей и существенных разногласий не содержит. Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имелось. Учитывая изложенное, суд правильно исходил из того, что поскольку Манчинской З.Б. не представлено достаточное количество достоверных подписей для регистрации ее в качестве кандидата в депутаты, следовательно, ее регистрация произведена с нарушением норм избирательного законодательства. Выводы суда соответствуют закону и подтверждаются материалами дела, оценка которым дана в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства. Доводы жалобы о правомерности действий Территориальной избирательной комиссии г.Сосногорска в соответствии с ч. 2, п.5 ч.7 ст.15 Закона Республики Коми № 65-РЗ от 7 июля 2006 года признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку формальное соблюдение процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, само по себе не означает презумпции правильности решения Территориальной избирательной комиссии г.Сосногорска и не лишает уполномоченных ст.259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лиц права на судебную защиту своих избирательных прав. С учётом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска - без удовлетворения. Председательствующий - Судьи -