восст. на учете граждан, нуждающихся в предост.жилья-выезд из закрыв.поселка



Судья Кондратюк А.В. Дело № 33-7065/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Пристром И.Г., Глушкова М.В.,

при секретаре Коданевой И.Н.

рассмотрев в судебном заседании 25 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе представителя истца Торлопова В.Г. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми 03 сентября 2010 года, по которому:

В удовлетворении требований Татариновой Л.А. о признании незаконными действий администрации муниципального района «Усть-Вымский» по снятию Татариновой Л.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья отказано.

Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения Татариновой Л.А., представителя Торлопова В.Г., третьего лица Татаринова О.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Татаринова Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального района «Усть-Вымский» по снятию Татариновой Л.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В обоснование заявленного требования Татаринова Л.А. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, с составом семьи из ... человек: ... однако постановлением Главы администрации муниципального района «Усть-Вымский» ..., необоснованно была снята с указанного учета.

В судебном заседании заявитель Татаринова Л.А. и заинтересованное лицо Татаринов О.В. заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика Администрации МР «Усть-Вымский» Романова Г.А. в суде против удовлетворения заявления возражала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель истца Торлопов В.Г. с решением суда не согласен и просит его отменить, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Татаринова Л.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: п. Яренга, ... По указанному адресу с ней зарегистрирован ...

На основании постановления Правительства ... от ДД.ММ.ГГГГ поселок сельского типа Яренга, входящий в состав административной территории-поселка сельского типа Вежайка с подчиненной ему территорией, расположенный на территории ..., признан закрывающимся.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии о постановке на учет граждан для получения социальных выплат (субсидий) на строительство или приобретение жилья и снятии с учета администрации МР «Усть-Вымский» рассмотрены заявления граждан, в том числе и Татариновой Л.А., выезжающих из закрывающегося поселка, о постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В соответствии с имеющимся в деле протоколом от ДД.ММ.ГГГГ принято решение рекомендовать администрации принять на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) на строительство или приобретения жилья граждан, включая Татаринову Л.А.

На основании постановлением Главы администрации муниципального района «Усть-Вымский» от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья», Татаринова Л.А., в составе семьи ..., была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья.

В суде установлено, что при постановке на учет на получение субсидии на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в порядке, установленном Законом ... от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», заявитель не сообщила сведения о наличии у члена семьи ...

Указанное обстоятельство послужило основанием для снятия Татариной Л.А. с учета на получение субсидии на строительство или приобретения жилья для улучшения жилищных условий. Постановлением Главы администрации муниципального района «Усть-Вымский» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые постановления МР «Усть-Вымский» абзац 6 Постановления Главы администрации муниципального района «Усть-Вымский» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Татариновой Л.А. исключен.

Отказывая Татариновой в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался положениями части 4 и пункта 1 части 13 статьи 2 Закона Республики Коми от 5апреля2005года №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и пришел к выводу о том, что 05.02.2009 года администрацией МР «Усть-Вымский» Татаринова Л.А. с семьей ... неправомерно поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, поскольку не представила справки или иные документы органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности заявителя Татариновой Л.А. и каждого из лиц, указанных в качестве членов ее семьи.

Судебная коллегия не соглашается с данным выводом, поскольку он сделан без учета требований закона, регулирующего спорные правоотношения.

Закон Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005г. № 30-РЗ регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Данным нормативно-правовым актом регламентирован порядок постановки на учет и снятие с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Кроме того, Постановлением Правительства Республики Коми от 20 февраля 2007 года № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

На основании статьи 1 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 г. № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» к категориям граждан, имеющим право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, отнесены граждане, выезжающие из населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке.

Основанием для постановки заявителя на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья является подпункт 5 части 3 статьи 2 Закона, согласно которому имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, выезжающие из населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке, вставшие до 01 июня 2010 года на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе.

При этом в Законе №30-РЗ, действующем на момент возникновения спорных правоотношений, отсутствовало прямое указание на то, что наличие у гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи в собственности жилого помещения за пределами населенного пункта, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, является основания для отказа в принятии граждан на учет.

Таким образом, наличие ... в общей долевой собственности ..., не влияло на их право состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о законности действий ответчика по снятию заявителя с учета граждан, нуждающихся на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья на основании подпункта 5 пункта 7 статьи 3 Закона №30-РЗ, согласно которому уполномоченным органом осуществляется снятие граждан с учета, в случае выявления в представленных гражданами документах сведений, послуживших основанием для принятия их на учет, но не соответствующих действительности.

Само по себе не представление заявителем документов о наличии в ее собственности и собственности ее супруга жилых помещений, не свидетельствует о наличии правовых оснований для снятия их с учета при условии, что предъявление этих документов не исключает их права на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий как гражданам, выезжающим из населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке.

Отказ гражданину в предоставлении социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с закрытием в установленном законодательством порядке населенного пункта по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, в результате чего он вынужденно лишается права на жилье независимо от своего волеизъявления, без каких-либо компенсационных выплат и предоставления взамен другого жилья противоречит конституционному принципу, закрепленному в ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища, а также правовой позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно устанавливал, что «требование» - даже о конкретном социальном преимуществе (предоставление жилого помещения по договору социального найма) – может пониматься как «собственность» по смыслу ст.1 Протокола № 1к Конвенции в случае, если в достаточной мере установлено, что оно может быть юридически реализовано.

При таких обстоятельствах, исходя из взаимосвязи вышеназванных норм национального и международного законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушенное право заявителя подлежит защите.

Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия приходит к выводу об отмене состоявшегося судебного решения.

В связи с тем, что установления новых юридически значимых обстоятельств по делу не требуется, судебная коллегия считает возможным, отменяя решение суда первой инстанции вынести по делу новое решение об удовлетворении заявления Татариновой Людмилы Алексеевны о признании незаконными действий администрации муниципального района «Усть-Вымский» по снятию ее с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, и восстановлении ее на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 03 сентября 2010года отменить.

Вынести по делу новое решение, по которому заявление Татариновой Л.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального района «Усть-Вымский» по снятию Татариновой Л.А. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Вымский» восстановить Татаринову Л.А., в составе семьи ..., на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья, с первоначальной даты постановки на учет.

Председательствующий -

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200