Судья Леконцев А.П. Дело № 33-7725/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Семенчиной Л.А., судей Голикова А.А., Юдина А.В., при секретаре Димовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании 6 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Янаева С.М. на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 27 августа 2010 года, по которому в удовлетворении исковых требований Янаева С.М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК о включении в стаж работы периода нахождения на курсах, установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, отказано. Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Янаев С.М. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов нахождения на курсах повышения квалификации в пос. Кожва Печорского района РК с 10.11.1979 по 22.02.1980 и с 10.11.1982 по 29.03.1983, установлении с 1 августа 2010 года фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» с учетом наличия стажа работы в районах Крайнего Севера. В обоснование иска указал, что в период работы в Затонском сплавучастке дважды направлялся на курсы повышения квалификации в п. Кожва Печорского района, относящийся к районам Крайнего Севера, за весь период нахождения на курсах за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд, в связи с чем, полагает, что указанные периоды подлежат зачету как стаж работы в районах Крайнего Севера. В судебном заседании Янаев С.М. на заявленных в иске требованиях настаивал. Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Янаев С.М. не согласен с решением суда и просит его отменить по мотивам его незаконности и необоснованности. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильной оценкой фактических обстоятельств дела и неправильным применением норм материального права. Судом установлено, что Янаев С.М. является получателем трудовой пенсии по старости. 04.05.2010 истец обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК о перерасчете пенсии по старости. Решением ГУ – УПФ РФ в Троицко-Печорском районе РК от 05.05.2010 № ... Янаеву С.М. отказано в установлении повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера полный рабочий день. В стаж работы в районах Крайнего Севера ответчиком не были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации при Печорском учебно-курсовом комбинате п. Кожва Печорского района с 10.11.1979 по 22.02.1980 и с 10.11.1982 по 29.03.1983, в связи с отсутствием приказов о направлении в командировки, поскольку само обучение на курсах с отрывом от работы не считается служебной командировкой и соответственно работой в районе Крайнего Севера. Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 руб. в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; то есть период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в этом случае должен быть не менее 20 лет (15x12:9). В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что приказом генерального директора Троицко-Печорского производственного лесозаготовительного объединения «Печорлес» от 12.11.1979 № ... в целях реализации плана подготовки кадров Янаев С.М. – ... с 10.11.1979 направлялся на курсы подготовки ... в Печорский УПК сроком обучения на 6 месяцев с сохранением заработной платы, но не свыше ... в месяц. Аналогичным приказом генерального директора от 11.11.1982 № ... истец с 10.11.1982 направлялся в Печорский УПК сроком обучения на 5 месяцев с сохранением заработной платы, но не свыше ... в месяц. По окончании курсов повышения квалификации Янаеву С.М. выданы: аттестат № ... о присвоении квалификации ..., как окончившему курсы при Печорском учебно-курсовом комбинате в п. Кожва Печорского района в период с 10.11.1979 по 22.02.1980; аттестат № ... о присвоении квалификации ..., как окончившему курсы в Печорской ШКС п. Кожва Печорского района в период с 10.11.1982 по 29.03.1983. Рассматривая требования истца, суд верно посчитал подтвердившимся факт пребывания Янаева С.М. на курсах повышения квалификации в Печорском районе в период с 10.11.1979 по 22.02.1980 и в период с 10.11.1982 по 29.03.1983, обоснованно указав, что нахождение на данных курсах приравнивается к исполнению работником своих трудовых обязанностей, поскольку трудовые отношения между Янаевым С.М. и Троицко-Печорским производственным лесозаготовительным объединением «Печоралес» в указанные периоды не прекращались и за весь период нахождения на курсах, согласно лицевым счетам, истцу начислялась и выплачивалась заработная плата. Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. Вместе с тем, отказывая Янаеву С.М. в удовлетворении требований о включении данных спорных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд первой инстанции указал, что перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии в силу п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» производится при установлении факта работы в районах Крайнего Севера. Поскольку в спорный период Печорский район, куда истец направлялся для прохождения курсов, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и только с 01.04.1992 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 (с изменениями и дополнениями) отнесен к районам Крайнего Севера, суд пришел к выводу, что Янаев С.М. не имеет права на перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости по основанию, указанному в п. 7 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ. С данным выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего. Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029» Печорский район с 01.04.1992 отнесен к районам Крайнего Севера. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем - конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. Данные положения Конституции Российской Федерации являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Закон РФ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются в соответствии с этим законодательным актом. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Порядок определения размеров трудовых пенсий установлен гл. 4 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 данного Закона. Базовая часть трудовой пенсии по старости представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном, по отношению к общему, размере. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 3843 руб. в месяц. В повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При условии, что они имеют страховой стаж не менее 20 - 25 лет. При определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Основным условием для определения количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в указанном порядке является наличие периодов работы как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях независимо от их продолжительности, при этом следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, действующим на дату обращения пенсионера за повышением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. В этой связи следует также отметить, что Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал свою правовую позицию, согласно которой общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (пункт 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Учитывая, что невключение в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения на курсах в Печорском районе до 01.04.1992, когда указанный район относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, указанному выше общеправовому критерию не отвечает, следует признать ошибочным вывод суда об отсутствии у Янаева С.М. права на перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, поскольку такое право не ставится в зависимость от момента отнесения той или иной местности к районам Крайнего Севера, при том, что в силу изменившегося законодательства Печорский район с 01.04.1992 отнесен к районам Крайнего Севера и соответственно работа в такой местности в настоящее время учитывается при подсчете стажа, дающего право для повышения базового размера страховой части трудовой пенсии. Принимая во внимание, что на дату обращения 04.05.2010 Янаева С.М. в Управление Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК за установлением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» местность, в которой он находился на курсах повышения квалификации нормативными актами СССР включена в Перечень как район Крайнего Севера, то при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера следует засчитывать весь периоды нахождения в таком районе исходя из его статуса именно как района Крайнего Севера. При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, решение суда подлежит отмене. Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание, что по делу дополнительного установления фактических обстоятельств и их оценки не требуется, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных в иске требований. Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 27 августа 2010 года отменить, вынести по делу новое решение. Исковые требования Янаева С.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе Республики Коми о включении в стаж работы периода нахождения на курсах, установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости удовлетворить. Обязать ГУ – УПФ РФ в Троицко-Печорском районе Республики Коми включить Янаеву С.М. в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды с 10.11.1979 по 22.02.1980 и с 10.11.1982 по 29.03.1983, нахождения на курсах повышения квалификации в пос. Кожва Печорского района. Обязать ГУ-УПФ РФ в Троицко-Печорском районе Республики Коми установить Янаеву С.М. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Председательствующий Судьи