оспаривание приказа об изменении условий договора



Судья Черникова О.В. Дело № 33 –8100/ 2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 декабря 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе Ячменева О. А. на решение Княжпогостского районного суда от 01 ноября 2010 года, по которому

в удовлетворении иска Ячменева О. А. к ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми об отмене приказа от 27 августа 2010 года «Об установлении режима рабочего времени ... ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми старшего ... Ячменева О.А.» отказано.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения Ячменева О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ячменев О.А. обратился в суд с иском к ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми об отмене приказа от 27 августа 2010 года «Об установлении режима рабочего времени ... ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми ... Ячменева О.А.».

В обоснование требования указал, что не согласен с приказом, поскольку в результате его принятия ему незаконно изменен режим рабочего времени со сменной работы на пятидневную рабочую неделю. Так в приказе не указано, на какой период ему изменен режим рабочего времени, на основании какого приказа он издан, об изменении режима рабочего времени за два месяца он не предупрежден, письменного согласия с него не брали, ознакомлен с приказом лишь 11 октября 2010 года после выхода из отпуска на службу.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.

Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласились.

Судом принято указанное выше решение.

Не согласившись с решением, Ячменев О.А. в кассационной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда об отказе Ячменеву О.А. в удовлетворении заявленных требований подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Согласно ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ячменев О.А. проходит службу в ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми с 11 сентября 2006 года в должности ... (приказ ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК от 11.09.2006 л/с).

До выхода в отпуск со 02 июля 2010 года в обязанности Ячменева О.А. входило, в том числе, несение службы в карауле пожарной части второго разряда, в связи с чем его режим службы носил сменный характер.

Приказом ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми от 27 августа 2010 года Ячменеву О.А. установлен режим рабочего времени с 09 часов до 18 часов ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней, с перерывом на обед с 13 часов до 14 часов. Данный приказ издан с целью улучшения подготовки водителей пожарной части второго разряда ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми, в работе с условиями предстоящего понижения температуры и появления снежного покрова, для содержания закрепленной техники в состоянии постоянной боевой готовности, а также для правильного оформления необходимой документации по эксплуатации пожарных машин и для улучшения качества несения службы водителями пожарной части в направлении административной, хозяйственно-служебной деятельности, о чем указано в преамбуле приказа.

Разрешая заявленные требования по существу, суд правильно руководствовался Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1; Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 года № 76 и Наставлениями по организации деятельность пожарных частей, отдельных постов, групп профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста РФ от 03 сентября 2007г. № 177, регламентирующими порядок и иные условия службы в органах уголовно-исполнительной системы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 14.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в совокупности со статьей 44 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми вправе регулировать рабочее время сотрудников, соблюдая действующие нормы трудового законодательства о продолжительности рабочего времени, и проанализировав приказ ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми от 31 декабря 2009г. об установлении режима рабочего времени сотрудников на соблюдение данных норм, пришел к выводу о том, что при изменении сменного характера службы истца на нормальную продолжительность рабочего времени нарушения трудовых прав Ячменева О.А. не допущено.

При этом учитывая данные обстоятельства, а также то, что по контракту о службе в уголовно-исполнительной системе, заключенному 11 сентября 2009 года между ФБУ ОИК-50 ГКФСИН России по Республике Коми и Ячменевым О.А., сотруднику режим службы устанавливается согласно правилам внутреннего распорядка в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы, судом сделан вывод о том, что в связи с изменением режима службы условия контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе истца не изменились и оснований для предупреждения истца за два месяца до изменения режима рабочего времени в порядке ст.74 ТК РФ у ответчика не имелось. Кроме того, судом отмечено, что уменьшение размера денежного довольствия за счет невыплаты компенсации за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, не относится к существенным изменениям контракта, так как указанные выплаты в силу ст. 146 ТК РФ носят компенсационный характер за работу в особых условиях.

Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны без учета требований закона, регулирующего спорные правоотношения.

Как указано выше, Ячменеву О.А. по условиям контракта режим службы устанавливается согласно правилам внутреннего распорядка в учреждении уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктом 14.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в каждом учреждении уголовно-исполнительной системы, устанавливается строго регламентированный внутренний трудовой распорядок, определяемый особенностями оперативно-служебной деятельности и оперативной обстановки, временем года, местными условиями и другими конкретными обстоятельствами.

Правила внутреннего трудового распорядка учреждения уголовно-исполнительной системы разрабатываются в строгом соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и включают в себя: общие положения; порядок приема и увольнения сотрудников, рабочих и служащих; основные обязанности сотрудников, рабочих и служащих; основные обязанности администрации; рабочее время и его использование (время начала и окончания работы, начало и продолжительность обеденного перерыва, часы приема граждан (наиболее удобные для населения), сменность в несении службы отдельных категорий сотрудников) и т.д. (пункт 14.2 Инструкции).

Таким образом, правила внутреннего трудового распорядка является локальным нормативным актом учреждения, содержащим существенные условия контракта, с которым при приеме на службу работодатель обязан ознакомить сотрудника.

Как установлено в судебном заседании Ячменев О.А. с момента начала службы и до отпуска работал по сменному графику, следовательно, при заключении контракта он был согласен на его заключение на данных условиях и в результате изменения рабочего времени со сменной работы на пятидневную рабочую неделю, он лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении контракта(установленный сменный график работы, уменьшение заработной платы).

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что в результате изменения режима работы Ячменева О.А. произошло изменение существенного условия контракта.

Изменение же существенных условий контракта, в соответствии с нормами Трудового законодательства, подлежащего применению в порядке аналогии к данным правоотношениям при отсутствии регулирования данного вопроса специальным законом, возможно только по соглашению сторон в соответствии со ст.72 Трудового кодекса Российской Федерации, либо в порядке ст.74 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работодателя с обязательным уведомлением о предстоящих изменениях, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Как установлено в судебном заседании Ячменев О.А. при изменении по инициативе работодателя режима службы с 27.08.2010 не был уведомлен об этих изменениях за два месяца, с приказом от 27 августа 2010 года ознакомлен после выхода из отпуска 11 октября 2010 года.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что введение по инициативе работодателя Ячменеву О.А. пятидневной рабочей недели с 27.08.2010 без соблюдения процедуры уведомления работника, является неправомерным, что повлекло нарушение трудовых прав истца, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение о признании незаконным приказа ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми от 27 августа 2010 года «Об установлении режима рабочего времени ... ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми ... Ячменева О.А.» и его отмене.

Истец в силу пп.1 п.1 ст.336.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, поэтому в силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 01 ноября 2010 года отменить, вынести новое решение.

Признать незаконным приказ ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми от 27 августа 2010 года «Об установлении режима рабочего времени ... ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми ... Ячменева О.А.» и отменить его.

Взыскать с ФБУ ОИК-50 ГУФСИН России по Республике Коми государственную пошлину в бюджет муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» в сумме ... руб.

Председательствующий-

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200