Предоставление социальной выплаты на приобретение жилья



Судья Нагорнова О.Н. Дело № 33-8430/2010 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ивановой Е.А., Головкова В.Л.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 23 декабря 2010 года

дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2010 года, по которому

Признан незаконным Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № 1690 от 20.07.2010.

Костин Н.А. восстановлен в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Костину Н.А. социальную выплату на приобретение жилья.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения истца Костина Н.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Костин Н.А. обратился в суд с иском к руководителю Агентства Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности отменить приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 20.07.2010 № 1690 и предоставить ему единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения, указывая, что является инвалидом 1 группы, нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, однако ответчик своим приказом безосновательно лишил его возможности реализовать предоставленное законом право.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Впоследствии Костин Н.А. уточнил свои требования: просил признать Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № 1690 от 20.07.2010 незаконным, восстановить его в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья.

В судебных заседаниях Костин Н.А. и его представитель на удовлетворении требований настаивали.

Представитель ответчика иск не признала, указывая, что Костин Н.А. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения истца на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 28.2 указанного Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 06.06.2006 № 69-РФ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» одной из форм обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В целях реализации указанного Закона Республики Коми постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения согласно приложению № 1.

Согласно указанному Порядку Агентством Республики Коми по социальному развитию формируется республиканский список указанных выше граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по дате их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг. При этом решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат (пункты 3, 5, 13, 15 Приложение № 1).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Костин Н.А. является инвалидом ... группы (...), согласно справке нуждается в постоянном постороннем уходе.

9 апреля 2001 года Костин Н.А. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и льготных основаниях - инвалидов ... группы и инвалидов ... группы, инвалидов с детства.

Постановлением Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.12.2006 № 12/4087 Костину Н.А. предоставлена комната ..., в связи с чем Постановлением Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24.03.2008 № 3/957 истец исключен из списков льготной очереди инвалидов ... группы. В общей очереди и очереди инвалидов с детства Костин Н.А. состоит до настоящего времени.

19 мая 2010 года Костин Н.А. обратился в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 20.07.2010 № 1690 истцу отказано в предоставлении социальной выплаты, Костин Н.А. исключен из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод ответчика о том, что истец не относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку намеренно ухудшил условия своего проживания.

Признавая право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, суд исходил из установленных по делу обстоятельств, которыми подтверждается наличие законных оснований для признания Костина Н.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, Костин Н.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: ... вместе с супругой ФИО1 (инвалидом 2 группы) и ее матерью ФИО2, которая осуществляет уход за нетрудоспособным истцом, ей назначены меры социальной поддержки как лицу, осуществляющему уход за Костиным Н.А. Указанное жилое помещение расположено в деревянном многоквартирном жилом доме, его общая площадь составляет ... кв.м. (бывшая комната в общежитии) с элементами благоустройства на этаже (коридор, туалет общего пользования).

ДД.ММ.ГГГГ по договору приватизации жилое помещение по адресу: ... передано в собственность ФИО1, Костин Н.А. от участия в приватизации отказался в пользу супруги.

ДД.ММ.ГГГГ в указанное жилое помещение вселена ФИО2, проживавшая ранее .... Данная квартира принадлежала ФИО1 и была приобретена ею до брака с Костиным Н.А. на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ... продана ФИО1

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Проанализировав приведенные выше нормы во взаимосвязи с положениями ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, что снятие с учета граждан, поставленных на него до 1 марта 2005 года, является возможным только при улучшении их жилищных условий.

Поскольку Костин Н.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и на момент рассмотрения спора с соответствующего учета не снят, с 2006 года место жительства истца и условия его проживания не изменились, неправомерных действий со стороны истца и должностных лиц, принимавших решение о его постановке на учет, допущено не было, суд пришел к верному выводу о том, что Костин Н.А. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Обстоятельства дела установлены судом правильно, доказательствам дана надлежащая оценка, материальный закон применен и истолкован верно.

При этом судом обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, поскольку установленными по делу обстоятельствами данный факт не подтверждается.

Так суд правильно указал, что приватизация ФИО1 жилого помещения по адресу: ... не изменяет жилищные условия Костина Н.А. по сравнению с ранее существующими, и не является основанием для снятия истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий Костина Н.А. и вселение в занимаемое им жилое помещение ФИО2, поскольку на тот момент истец уже был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, ФИО2 является лицом, осуществляющим постоянный уход за нетрудоспособным истцом, из чего следует вывод о том, что ее переезд был объективно вынужденной мерой.

Факт продажи ФИО1 принадлежавшей ей ..., сам по себе также не подтверждает доводы ответчика, поскольку данная квартира не принадлежала Костину Н.А. и не являлась местом его жительства, в связи с чем предпринятые супругой истца действия по распоряжению квартирой не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий истцом.

Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2010 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200