Судья Арефьева Т.Ю. дело № 33-7537/2010 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е В составе председательствующего Сусловой Н.А., судей Перминовой Н.А., Ус Е.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в судебном заседании 6 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе администрации Эжвинского района МО ГО « Сыктывкар» на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 11 октября 2010 года, по которому исковые требования Усенкова Е.П. удовлетворены. Взыскана с администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в пользу Усенкова Е.П. денежная сумма по договору цессии от 02.10.2008г. в размере ... рублей, а также расходы по уплате госпошлины в размере ... рублей. В остальной части иска отказано. В иске к администрации МО ГО «Сыктывкар» отказано. Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя Администрации Эжвинского района МО ГО « Сыктывкар» Брызгуновой О.Ф., истца Усенкова Е.П., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Усенков Е.П. обратился в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара с иском к Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о взыскании денежных средств в сумме ... рубля, указав, что 02 октября 2008 года между ним и ООО (цедентом) заключён договор уступки прав требования, по условиям которого цедент уступает цессионарию право требования, возникшее из обязательств Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по оплате ремонтных работ асфальтного покрытия дорог к Эжвинскому садоводческому обществу на основании письма руководителя Администрации Эжвинского района от 11.09.2007 года. В судебном заседании истец уточнил сумму взыскания и просил взыскать с ответчика ... рубля. Представитель истца поддержал заявленные требования. Представитель ответчика исковые требования не признала. Представитель соответчика АМО ГО «Сыктывкар» своего представителя в суд не направил. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе администрация Эжвинского района МО ГО « Сыктывкар» не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, а также недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. Судом было установлено, что 11.09.2007 года руководителем администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в адрес директора ООО было направлено письмо с просьбой выполнить работы по ремонту асфальтового покрытия подъездной автодороги к Эжвинскому садоводческому комплексу с оплатой выполненных работ после утверждения бюджета и сметы доходов-расходов на 2008 год (январь-февраль 2008 года). Как следует из имеющихся в деле доказательств: актов приёмки выполненных работ, подписанных представителями Администрации Эжвинского района Л.Е.А. и ООО Ш.В.С., актов освидетельствования скрытых работ, подписанных представителями Администрации Эжвинского района Л.Е.А. и ООО Ш.В.С., показаний свидетелей В.В.П., Л.Е.А., Ш.В.С. ООО в период с 15 сентября 2007 года по 17 сентября 2007 года выполнило работы по ремонту асфальтового покрытия дороги к Эжвинскому садоводческому обществу на сумму ... рублей. Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции, разрешая спор, исходя из положений главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что, несмотря на отсутствие письменного договора, между ООО и администрацией Эжвинского района фактически сложились правоотношения по договору подряда. Учитывая, что выполненные ООО работы приняты были ответчиком без замечаний, претензий по качеству либо объему выполненных работ суд, руководствуясь статьями 307, 309, 310,711 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об обязанности администрации Эжвинского района оплатить выполненные ООО работы. 02.10.2008 года ООО (цедент) заключило договор уступки прав требования (цессии) с Усенковым Е.П. (цессионарием), по которому последнему перешли права требования по оплате ремонтных работ в общей сумме ... руб., принадлежащие Цеденту в силу оказанных им услуг подряда по выполнению работ по ремонту асфальтного покрытия автодороги к Эжвинскому садоводческому комплексу и у дома №..., на основании писем руководителя Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 11.09.2007 года и 26.09.2007г. Суд, удовлетворяя заявленные требования, проанализировав условия данного договора указал, что соглашение об уступке права требования от 2.10.2008г. содержит сведения, свидетельствующие о наличии определенности между цедентом и цессионарием относительно предмета соглашения и соответственно, ООО мог передать возникшее право требования другому лицу. Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны без учета норм материального права в силу следующего. В подпункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в предмет ведения местного самоуправления включено муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения. С учетом изложенного, проведение ремонтных работ подъездной автодороги к Эжвинскому садоводческому обществу является обязанностью органа местного самоуправления, то есть администрации Эжвинского района МО ГО " Сыктывкар, что предполагает финансирование работ за счет средств муниципального бюджета. Из материалов дела следует, что администрация Эжвинского района приняла на себя обязательства по финансированию работ по ремонту асфальтового покрытия подъездной автодороги к Эжвинскому садоводческому комплексу, стоимость работ составила .... В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( действовавшей на момент возникновения спорных отношений) органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления" (действовавшей на момент возникновения спорных отношений) размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления. В силу статьи 71 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных отношений), бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. При этом, установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическим лицами по одной сделке составлял ... рублей ( Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 года № 1843-у). В пункте 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации было определено, что финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. В силу ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 10 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона. Иной порядок заключения муниципальных контрактов, действовавший в рассматриваемый период, законодательством не предусмотрен. Однако администрацией Эжвинского района МО ГО « Сыктывкар», конкурс на заключение договора подряда для выполнения работ по ремонту асфальтного покрытия автодороги к Эжвинскому садоводческому комплексу не проводился. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о недействительности (ничтожности) договора заключенного между ООО и администрацией Эжвинского района в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения ( ст. 167 ГК РФ). В соответствии со статьей 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права. Поскольку у ООО в силу недействительности договора подряда отсутствовало вытекающее из данного договора право требования к администрации Эжвинского района МО ГО « Сыктывкар» оплаты работ по ремонту автодороги, то это право не могло перейти к истцу. Следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца. Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Усенкова Е.П. и взыскании с администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в пользу Усенкова Е.П. денежной суммы по договору цессии от 02.10.2008г. в размере ... рублей, а также расходов по уплате госпошлины в размере ... рублей является незаконным и решение в указанной части подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Усенкову Е.П. к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о взыскании денежной суммы по договору цессии от 02.10.2008г. в размере ... рублей, расходов по уплате госпошлины. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 11 октября 2010 года в части удовлетворения исковых требований Усенкова Е.П. и взыскании с администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в пользу Усенкова Е.П. денежной суммы по договору цессии от 02.10.2008г. в размере ... рублей, а также расходов по уплате госпошлины в размере ... рублей отменить и вынести новое решение: В удовлетворении исковых требований Усенкову Е.П. к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о взыскании денежной суммы по договору цессии от 02.10.2008г. в размере ... рублей, расходов по уплате госпошлины отказать, в остальной части решение оставить без изменения. Председательствующий- Судьи-