ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья СтепановаФ.М. Дело № 33-8554/2010 г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего: Белова Н.Е., судей: Глушкова М.В., Кореневой И.В. при секретаре Коданевой И.Н., рассмотрев в судебном заседании 27 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе представителя Путикиной О.Н., Путикина Р.А., Путикина М.А. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 октября 2010 года, по которому исковые требования Путикиной О.Н., Путикина Р.А., Путикина М.А. к Администрации МО ГО Воркута, Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на постановку в очередь на получение социальной выплаты ( жилищной субсидии) для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить в списки очередности граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории « инвалиды 1 2 группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с даты первоначальной подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ оставлены без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истцы обратились в суд с иском к Администрации МО ГО «Воркута» с иском о признании права на получение жилищной субсидии, включении в списки очередности на получение жилищной субсидии по категории «инвалиды» с ДД.ММ.ГГГГ. Определением Воркутинского городского суда от 24 сентября 2010 года в качестве соответчика было привлечено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, которое в отзыве с иском было не согласно. Дело рассмотрено в отсутствие истцов и ответчиков, извещенных о времени судебного заседания надлежащим образом. Представитель Путикиной О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суд вынес указанное выше решение. В кассационной жалобе истцы просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Согласно ст. 1 Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются, в том числе инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. В силу ст. 2 Закона установлена очередность для предоставления жилищных субсидий. Так, во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 5 Закона при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения. Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, установлены категории граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в подпрограмме, среди которых: граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. В соответствии с п. 17 п.п. «а» Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина -участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Пунктами 24 и 26 Правил предусмотрено формирование списков и сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Согласно п. 2 и 3 Положения о регистрации и учете граждан…, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 определено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. В силу п.16 Положения на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета. Согласно п. 17 Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане. В соответствии с пунктом 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае, в частности; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений: д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам). Таким образом, как правильно указал суд, граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. Из материалов дела следует, что истец Путикина О.Н. была поставлена в очередь на получение жилищной субсидии с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ года по категории «работающие» на состав семьи 3 человека. Как следует из материалов дела, Путикин Р.А. – сын истца, является инвалидом с детства, ему была назначена пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ. При наступлении инвалидности за Путикиным Р.А. было признано право состоять в очереди с даты наступления инвалидности по категории «инвалиды 1 и 2 группы» В силу п. 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях. В заявлении Путикина О.Н. просила включить её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» по тем основаниям, что сын относился к категории инвалид с детства, признан нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), указала, является инвалидом 2 группы состоит в качестве члена семьи в очереди с ДД.ММ.ГГГГ При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы законодательства, регулирующие порядок и условия постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов, обоснованно в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» инвалиды с детства в перечень лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, не включены поэтому ранее ДД.ММ.ГГГГ Путикин Р.А. не мог быть включен в очередь на получение жилищной субсидии по категории « инвалиды 1, 2 группы, инвалиды детства, рожденные районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях». Доводы кассационной жалобы сводятся к субъективной оценке положений действующего законодательства и правового значения не имеют. Дело рассмотрено в пределах кассационной жалобы. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Путикина М.А., Путикиной О.Н., Путикина Р.А. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи