Судья Мельник Л.А. Дело № 33-5/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Голикова А.А., Юдина А.В., при секретаре Махлинец Т.В., рассмотрела в судебном заседании 13 января 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Дорожного Агентства Республики Коми на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 07 декабря 2010 года, по которому заявление прокурора удовлетворено; обязано Дорожное агентство Республики Коми в срок до 01 июля 2011 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 автомобильную дорогу «Подъезд к с. Сторожевск» на участках дорожного полотна 0,9-0,1 км., 1 км., 1,2 км., 1,6-1,75 км., 1,8 км., 2,2-2,4 км. Заслушав доклад судьи Голикова А.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Корткеросского района Республики Коми обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми об обязании в срок до 01 июля 2011 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 автомобильную дорогу «Подъезд к с. Сторожевск» на участках дорожного полотна 0,9-0,1 км., 1 км., 1,2 км., 1,6-1,75 км., 1,8 км., 2,2-2,4 км. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Представитель Дорожного агентства Республики Коми Колесникова М.В. с заявлением прокурора не согласилась. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе представителем ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Рассмотрев материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права. Вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения". В силу статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (ст.ст. 1, 3). В силу ч. 8 ст. 5, ч. 5, 6 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации. Статьей 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, платным участкам указанных автомобильных дорог; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Согласно Закона Республики Коми от 04.12.2000 года № 76-РЗ "Об управлении и распоряжении государственной собственности Республики Коми" к объектам государственной собственности Республики Коми относится имущество, переданное в собственность Республики Коми в результате разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также иное имущество, принадлежащее Республике Коми на праве собственности. Государственной собственностью Республики Коми являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе, имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми. Автомобильная дорога "Подъезд к с. Сторожевск" включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми распоряжением Главы Республики Коми 438 от 30.11.2009. В соответствии с решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 № Дорожному агентству Республики Коми передано и закреплено за ним на праве оперативного управления государственное имущество Республики Коми, указанное в перечне, в том числе автомобильная дорога "Подъезд к с. Сторожевск". Согласно Положению о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 № 16, Дорожное агентство Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по управлению дорожным хозяйством Республики Коми, проводящим государственную политику и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми. Дорожное агентство Республики Коми является юридическим лицом. Одной из основных задач Дорожного агентства Республики Коми является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния (пп. 2 п. 7 Положения). Пунктом 8 Положения установлено, что Дорожное агентство Республики Коми также осуществляет следующие полномочия: осуществляет планирование дорожной деятельности в Республике Коми на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ; осуществляет в установленном порядке функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и государственных учреждений, организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью которых осуществляет Агентство, и на реализацию возложенных на Агентство полномочий; осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог; проводит оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования в установленном законодательством порядке; организует и контролирует выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также осуществляет приемку выполненных работ; организует приемку в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом участков автомобильных дорог; осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по формированию, размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми, связанных с реализацией Агентством своих полномочий; осуществляет учет дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, проводит анализ дорожно-транспортных происшествий, в том числе связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, и разрабатывает меры по устранению причин, создавших эти условия; утверждает проектную, сметную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, а также изменения и дополнения в нее. В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 345 "О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми" к полномочиям Дорожного Агентства Республики Коми отнесены вопросы определения и утверждения перечня участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, на соответствующий финансовый год, а также внесение последующих изменений и дополнений в течение текущего финансового года исходя из объема финансирования республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий год, на основе анализа транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог, оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений. Во исполнение возложенных на Дорожное агентство ... полномочий, ДД.ММ.ГГГГ между Дорожным агентством Республики Коми и ООО «...» заключен государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании муниципального района «Корткеросский», в том числе и автомобильной дороги "Подъезд к с. Сторожевск". Конкретные виды и объемы работ на месяц по содержанию автодорог, сроки их выполнения определяются ежемесячно, выдаваемым представителем заказчика. Заказчик вправе осуществлять контроль над выполненными подрядчиком работами. При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно Дорожное агентство Республики Коми, являясь надлежащим ответчиком, обязано содержать автомобильную дорогу "Подъезд к с. Сторожевск" в соответствии с установленными законом требованиями. Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В ходе обследования сотрудниками ГИБДД ОВД по ... 06.08.2010 автомобильной дороги «Подъезд к с. Сторожевск» установлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а именно, дорожное покрытие находится в ненадлежащем состоянии, загрязнение покрытия на всем протяжении - 3 километра; продольные трещины асфальтобетонного покрытия проезжей части на участке 0,1-0,3 километра; сплошная ямочность в виде углублений разной формы на участке 0.9-1 километр; предельные размеры отдельных выбоин покрытия проезжей части превышают допустимые ГОСТ на участках 1.2, 1.8, 2.3, 2.4 километра; неровное покрытие на участке 1.6- 1.75 километр; небольшая ямочность, продольные трещины покрытия проезжей части на участке 2.2-2.3 километра; занижена обочина по отношению к прилегающей кромке проезжей части более 4 см на участках 1 и 1.6 километров. Все перечисленные нарушения, как правильно указал суд, не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, препятствуют бесперебойному движению транспортных средств по автомобильной дороге и нарушают безопасные условия такого движения. Поскольку Дорожным агентством Республики Коми ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора, возложив на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Довод в кассационной жалобе о том, что положения ГОСТа не подлежат применению, поскольку он не был опубликован в установленном законом порядке, является ошибочным. В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в редакции на день принятия приказа Ростехрегулирования № 306-ст от 08.12.2005, утвердившего ГОСТ Р 52289-2004) официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации. Согласно Положению об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 № 594, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. При этом в силу п. 3 Положения тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" признан национальным стандартом Федеральным законом "О техническом регулировании", опубликован в печатном издании (М., ИПК издательство стандартов 1993 г.) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу подпункта "д" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица. По смыслу приведенных норм органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, суды не вправе предопределять действия органов государственной власти Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в правовые акты, вмешиваться в их нормотворческую деятельность и обязывать принять тот или иной правовой акт, внести в него изменения или дополнения, либо отменить его. Указание в жалобе на то, что при осуществлении правосудия суд не вправе подменять собой самостоятельную ветвь государственной власти и возлагать на нее обязанность по принятию каких-либо административно-хозяйственных решений, которые могут быть приняты только соответствующими органами исполнительной власти в порядке, установленном действующим законодательством не является основанием для отмены решения суда, поскольку на ответчика возложена обязанность привести дорожное полотно в состояние соответствующее требованиям ГОСТа, без вмешательства в нормотворческую деятельность органов государственной власти Российской Федерации по принятию того или иного правового акта, внесения в него изменения или дополнения, либо отмены его. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 07 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дорожного Агентства Республики Коми - без удовлетворения. Председательствующий - Судьи -