предоставление жилья члену семьи ВОВ



Судья Колесникова Д.А. Дело № 33-97/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Белова Н.Е.,

Судей Машкиной И.М. и Харманюк Н.В.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 13 января 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 30 ноября 2010 года, по которому исковые требования прокурора Сыктывдинского района в защиту прав и интересов Пономаревой А.М. удовлетворены.

Признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 22 июля 2010 года в части исключения Пономаревой А.М. из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах».

Возложена обязанность на Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить Пономареву А.М. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах».

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с защитой прав и законных интересов Пономаревой А.М. с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности в срок до 01 декабря 2010 года восстановить ее в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах», а так же к Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности в срок до 10 декабря 2010 года восстановить ее в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах», просил признать незаконными постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 11.08.2010 и приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 22.07.2010 в части исключения Пономаревой А.М. из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15,17–19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

В судебном заседании прокурор Сыктывдинского района, представляющий интересы Пономаревой А.М. настаивал на удовлетворении исковых требований.

От исковых требований к ответчику муниципальному образованию муниципального района «Сыктывдинский» прокурор Сыктывдинского района в судебном заседании отказался в виду добровольного исполнения ответчиком искового требования до рассмотрения дела по существу. Судом вынесено определение о прекращении производства по делу в этой части.

Истец Пономарева А.М., надлежащим образом извещена о месте, времени и дате судебного заседания.

Представитель истца Тарабукина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию Деречина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию, настаивая на отмене принятого решения суда как незаконного, указывает на недопустимость как доказательства по делу Акта Межведомственной комиссии от 21 октября 2010 года, ссылаясь на то, что Межведомственная комиссия в течение 2010 года принимала по результатам обследования дома, в котором проживает истица противоположные, взаимоисключающие по сути заключения; жилое помещение, в котором проживает истец, непригодным для проживания не признано.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.

Из материалов дела следует, что Пономарева А.М. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Статьей 21 Закона «О ветеранах» определен перечень мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, к которым, в том числе, относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, вставших на учет после 01.01.2005, в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.2 названной статьи, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

По нормам ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или субъекта по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Законом РК № 30-РЗ от 05.04.2005 закреплено право членов семей погибших (умерших)инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В соответствии со ст.2 названного Закона, указанные граждане на основании заявлений при соблюдении определенных законом условий подлежат постановке на соответствующий учет. При этом, какого-либо иного, чем установлено федеральным законодательством, порядка и оснований признания граждан нуждающимся закон не содержит.

Статей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которым гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; собственники жилых помещений или члены его семьи, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно обстоятельствам дела, Пономарева А.М. зарегистрирована и проживает по адресу: ...

Постановлением главы муниципального района – руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 21 апреля 2009 года Пономарева А.М. с составом семьи 1 человек в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ и п.3 ст.2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 11 февраля 2009 года и имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 11 февраля 2009 года, принятого на основании акта межведомственной комиссии от 11 февраля 2009 года, составленного по результатам обследования, жилой дом ... по ул.... не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению (по степени благоустройства) на основании п.12 и п.15 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, и при этом хотя и признана пригодной для проживания, указано, что находится в ветхом состоянии, и о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 25 июня 2010 года, принятого на основании акта межведомственной комиссии от 11 февраля 2009 года, составленного по результатам обследования, жилой дом ... по ул.... не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению (по степени благоустройства) на основании п.12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, и при этом признана пригодной для проживания, однако дано заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения и после их завершения – о продолжении процедуры.

Из заключения межведомственной комиссии от 21 октября 2010 года, принятого на основании акта межведомственной комиссии от 20 октября 2010 года, составленного по результатам обследования, жилой дом ... по ул.... признан непригодным для проживания.

12 апреля 2010 года Тарабукина Н.В., действующая по доверенности в защиту и интересах Пономаревой А.М., проживающей по месту регистрации: ..., – обратилась с заявлением в Агентство Республики Коми на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию ... от 22 июля 2010 года Пономаревой А.М. по итогам рассмотрения документов, приложенных последней к заявлению, принято решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Постановлением главы муниципального района – руководителем администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 11 августа 2010 года Пономарева А.М. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, для улучшения жилищных условий.

Постановлением главы муниципального района – руководителем администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 26 ноября 2010 года названное выше постановление от 11 августа 2010 года отменено.

Разрешая спор по существу, суд, оценив установленные по делу обстоятельства применительно к требованиям закона, обоснованно признал требования иска подлежащими удовлетворению исходя из того, что Пономарева А.М. право на получение социальной выплаты не утратила. Совокупность имеющихся доказательств, из которых усматривается, что Пономарева А.М. на момент обращения за получением социальной выплаты и в дальнейшем какого-либо жилья в собственности не имеет, жилье в котором истица проживает является ветхим и не отвечает благоустройству населенного пункта, подтверждает нуждаемость истца и наличие права последней на получение социальной выплаты. При изложенных обстоятельствах, отказ Пономаревой А.М. включить в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, неправомерны.

Доводы ответчика в кассационной жалобе, что жилой дом, в которой проживает истица признавался первоначально Межведомственной комиссией пригодным для проживания, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку по результатам последнего обследования, проведенного Межведомственной комиссией 21 октября 2010 года, жилой дом, в котором проживает истица признан непригодным для проживания в связи с ветхостью и не имеет всех элементов благоустройства применительно к степени благоустройства населенного пункта, поэтому суд правильно признал, что истица нуждается в улучшении жилищных условий.

Доводы кассационной жалобы о том, что Межведомственной комиссией в течение 2010 года принимались различные заключения о пригодности (непригодности) жилого дома, в котором проживает истица, то есть заключения комиссии от 25 июня 2010 года и от 21 октября 2010 носят между собой противоречивый характер, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены. В соответствии с Порядком признания жилого помещения пригодным для проживания, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией.

Оценив в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ акт от 20 октября 2010 года и заключение от 21 октября 2010 Межведомственной комиссии, суд пришел к обоснованному выводу, что истица нуждается в улучшении жилищных условий, так как она проживает в жилом доме, который является ветхим и не имеющим всех степеней благоустройства населенного пункта.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывдинского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

-32300: transport error - HTTP status code was not 200