Судья Колесникова Д.А. Дело № 33-17/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Белова Н.Е., Судей Машкиной И.М. и Харманюк Н.В., при секретаре Димовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании 13 января 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 27 октября 2010 года, по которому исковые требования Торлоповой Л.С. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Агентству республики Коми по социальному развитию удовлетворены; возложена обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» восстановить Торлопову Л.С. в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах»; возложена обязанность на Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить Торлопову Л.С. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах» Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя истца Торлопова А.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Торлопова Л.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», о возложении обязанности проведения независимой комиссией обследования жилого помещения. В соответствии со ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию. В судебном заседании Торлопова Л.С. на иске настаивала. Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Груздев О.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, указав, что Торлопова Л.С. имеет право на получение мер социальной поддержки. Ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию, надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени рассмотрения судебного заседания, своего представителя в суд не направил, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявил, о причинах неявки в судебное заседание не известил. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя Агентства РК по социальному развитию и постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию, настаивая на отмене принятого решения суда как незаконного, указывает на недопустимость как доказательства по делу Акта Межведомственной комиссии, ссылаясь на то, что изложенные в Акте сведения не содержат характера предписаний, а носят информационный характер; жилое помещение, в котором проживает истец, непригодным для проживания не признано. Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда. Из материалов дела следует, что Торлопова Л.С. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Статьей 21 Закона «О ветеранах» определен перечень мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, к которым, в том числе, относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, вставших на учет после 01.01.2005, в соответствии с жилищным законодательством. Согласно ч.2 названной статьи, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. По нормам ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или субъекта по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Законом РК № 30-РЗ от 05.04.2005 закреплено право членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В соответствии со ст.2 названного Закона, указанные граждане на основании заявлений при соблюдении определенных законом условий подлежат постановке на соответствующий учет. При этом, какого-либо иного, чем установлено федеральным законодательством, порядка и оснований признания граждан нуждающимся закон не содержит. Статей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которым гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; собственники жилых помещений или члены его семьи, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Истица Торлопова Л.С. зарегистрирована и проживает по адресу: ... Постановлением главы муниципального района - руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 20 апреля 2010 года № Торлопова Л.С. составом семьи 1 человек в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ и п.З ст.2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 15 апреля 2010 года. Согласно заключению межведомственной комиссии № от 25 июня 2010 года, принятого на основании акта межведомственной комиссии от 13 апреля 2010 года, составленного по результатам обследования, жилой дом ... по ул.... не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению (по степени благоустройства) на основании п. 12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, и при этом принято заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта. Из справок, предоставленных администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 21 мая 2010 года, следует, что Торлопова Л.С. признана имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в администрации МО MP «Сыктывдинский» с 15 апреля 2010 года на день выдачи справки составом семьи 1 человек. 12 мая 2010 года Торлопова Л.С, проживающая по адресу: ..., - обратилась с заявлением в Агентство Республики Коми по социальному развитию на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В соответствии с приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № от 22 июля 2010 года Торлоповой Л.С. по итогам рассмотрения документов, приложенных последней к заявлению, принято решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Постановлением главы муниципального района - руководителем администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от- -11 августа 2010 года № Торлопова Л.С. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, для улучшения жилищных условий. Разрешая спор по существу, суд, оценив установленные по делу обстоятельства применительно к требованиям закона, обоснованно признал требования иска подлежащими удовлетворению исходя из того, что Торлопова Л.С. право на получение социальной выплаты не утратила. Совокупность имеющихся доказательств, из которых усматривается, что Торлопова Л.С. на момент обращения за получением социальной выплаты и в дальнейшем какого-либо жилья в собственности не имеет, жилье в котором истица проживает является ветхим и не отвечает благоустройству населенного пункта, подтверждает нуждаемость истца и наличие права последней на получение социальной выплаты. При изложенных обстоятельствах, отказ Торлоповой Л.С. включить в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, неправомерны. Доводы ответчика в кассационной жалобе, что жилой дом, в которой проживает истица признан пригодным для проживания, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку дом, в котором проживает истица хотя и признан пригодным для проживания, однако не имеет всех элементов благоустройства применительно к степени благоустройства населенного пункта и является ветхим, необходим капитальный ремонт жилого дома, поэтому суд правильно признал, что истица нуждается в улучшении жилищных условий. Доводы жалобы, в которых заявитель, ссылаясь на положения ст. 50 Закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», настаивает на том, что орган местного самоуправления муниципального района не вправе был создавать межведомственную комиссию, указывает на недопустимость Акта и Заключения Межведомственной комиссии как доказательств несостоятельны, поскольку правомочность принятия указанных доказательств предметом изучения и рассмотрения в рамках настоящего дела не являлось. Доводы жалобы о том, что заключение Межведомственной комиссии носит лишь информационный характер являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены. В соответствии с Порядком признания жилого помещения пригодным для проживания, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией. Доводы жалобы, в которых заявитель ссылается на недопустимость в подтверждение нуждаемости истца как доказательства проживание истца в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, ссылаясь при этом на обеспеченность истца по нормам жилой площади, не может быть принято во внимание в обоснование изложенного довода. Поскольку в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ нуждаемость Торлоповой Л.С. определяется по факту её проживания в несоответствующем требованиям жилом помещении, доводы жалобы со ссылкой на соответствие занимаемого ею жилого помещения установленным законом требованиям, равно как и доводы о том, что указанное жилое помещение непригодным не признано, основаниями к отмене решения суда не являются. При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывдинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий – Судьи –