Предоставление жилья лицу из числа детей-сирот



Судья Гайдучек Т.А. дело № 33-35/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф. и Ивановой Е.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 13 января 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2010 года, по которому

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Шаповаловой В.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, в городе Ухте на условиях социального найма на состав семьи 1 человек размером не менее 33кв.м общей площади;

в удовлетворении исковых требований к Администрации МОГО «Ухта» отказано;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснение прокурора Нестерова М.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Ухты в интересах Шаповаловой В.И. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Ухта», Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении во внеочередном порядке на условиях социального найма на состав семьи 1 человек благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, площадью 33 кв.м., мотивируя требования тем, что Шаповалова В.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания в ... году ... осталась без жилья; состоит на учете в Агентстве Республики Коми по социальному развитию в очереди на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилье не получила.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Шаповалова В.И. на иске настаивала.

Представитель ответчика Администрации МОГО «Ухта» в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие согласно заявлению об этом; в письменном отзыве на иск требования не признал, считая Администрацию МОГО «Ухта» ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию в суд также не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие согласно заявлению об этом; в письменном отзыве на иск ответчик требования не признал, указав, что Шаповалова В.И. состоит на учете в Агентстве в очереди на получение жилья под номером ... как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей; преимущественного права на получение жилья среди очередников она не имеет.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию поставлен вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для её удовлетворения и отмены решения суда. Разрешая спор, суд правомерно исходил из того, что Шаповалова В.И. в силу ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей...; никакого жилья за истицей не закреплено и в соответствии с подп.2 п.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 указанного Федерального закона она имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма по месту жительства.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств в материалах дела, которым дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия считает, что при разрешении спора суд первой инстанции правильно определил надлежащего ответчика.

Право Шаповаловой В.И. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма предусмотрено подп. 2 п.2 ст. 57 ЖК РФ и п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.

В силу абзаца 3 п.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.

Законом Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 4 июля 2006 года №54-РЗ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела), было установлено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.9 ст.1).

Статьей 2 указанного Закона Республики Коми предусмотрено, что формирование государственного жилищного фонда Республики Коми, а также распределение жилых помещений жилищного фонда между органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми для последующего предоставления гражданам в соответствии со статьей 1 настоящего Закона осуществляются Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми «Об органах исполнительной власти Республики Коми, осуществляющих принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма» от 9 октября 2006 г. № 252 (с последующими изменениями) установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, Агентством Республики Коми по социальному развитию.

В соответствии с подп.53 п.9 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 декабря 2004 года №248 и действовавшего до 10 августа 2009 года, Агентство с 1 января 2008 года осуществляет постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ведение указанного учета и принятие решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми.

Аналогичные положения содержатся в подп.37 п.5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного указом Главы Республики Коми от 11 августа 2009 года №91.

Таким образом, с 1 января 2008 года обязательства по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, по приобретению и распределению жилых помещений указанной категории граждан осуществляет Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, суд правильно признал, что оснований для возложения обязанности по предоставлению истице жилого помещения на органы местного самоуправления – администрацию МО ГО «Ухта» - не имеется, поскольку законодательством Республики Коми органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

По изложенным основаниям судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по предоставлению истице во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Определяя право Шаповаловой В.И. на предоставление жилого помещения, суд обоснованно руководствовался положениями п. 5 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При определении размера жилого помещения, которое следует предоставить истице, суд правильно учел положения ст. 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ, которой установлена специальная норма предоставления жилых помещений в виде отдельной квартиры на одинокого гражданина 33 кв.м. общей площади.

Довод кассационной жалобы Агентства со ссылкой на п.7 ст.10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года №54-РЗ о том, что истица имеет право на предоставление жилья в порядке очередности исходя из времени принятия на учет и об отсутствии у нее преимущественного права на получение жилья по отношению к другим гражданам этой же категории, состоящим на учете в Агентстве Республики Коми по социальному развитию, несостоятелен.

Согласно п.7 ст.10 Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 4 июля 2006 года №54-РЗ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев предоставления жилых помещений вне очереди.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан (в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Согласно п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, - необоснованными.

Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200