ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Гусарова М.В. Дело №33-124/2011г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСМПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Перминовой Н.А., Ус Е.А. при секретаре Глобу Н.В. рассмотрела в судебном заседании 17 января 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Печорского городского суда Республики Коми от 11 ноября 2010 года, по которому исковые требования Чухаревой А.Х. к Администрации муниципального образования муниципального района "Печора", Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, взыскании судебных расходов удовлетворены. Признан незаконным отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию о включении Чухаревой А.Х. в республиканский реестр граждан, имеющих право на социальные выплаты, с датой постановки на учет 16.02.1998 г. Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию включить Чухареву А.Х. как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в республиканский реестр граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья, с датой постановки на учет 16.02.1998 г. Обязаон Агентство Республики Коми по социальному развитию через Администрацию муниципального образования муниципального района "Печора" предоставить Чухаревой А.Х. социальную выплату для приобретения жилья. Взысканы с Агентства Республики Коми по социальному развитию в пользу Чухаревой А.Х. судебные расходы в сумме ... рублей. Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Чухарева А.Х. обратилась в суд с иском к Администрации МО МР "Печора", Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указала, что является инвалидом ... группы, проживает в общежитии по адресу: .... Состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации MP "Печора" с 16.02.1998г., как проживающая в общежитии. Она и Администрация MP "Печора" дважды обращались в Агентство РК по социальному развитию с ходатайством о включении истицы в Республиканский список ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории "инвалид" с датой постановки на учет 16.02.1998г., что дало бы истице право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Однако Агентство РК по социальному развитию отказало во включении ее в республиканский реестр граждан, имеющих право на социальные выплаты по мотиву отсутствия оснований для признания ее нуждающейся в жилых помещениях, учитывая обеспеченность жилой площадью более установленной нормы (7 кв. метров на одного человека). При этом проживание в общежитии, явившееся основанием для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривается Агентством Республики Коми как утраченное основание для признания нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на ст 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Истец просила признать незаконным отказ Агентства РК по социальному развитию включить ее как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий в республиканский реестр граждан, имеющих право на оциальные выплаты, и предоставить мне социальную выплату на приобретение жилья. Взыскать с Агентства РК по социальному развитию судебные расходы, в том числе на оплату услуг адвоката. Истец и ее представитель адвокат Мартынова, действующая на основании ордера № ... от 11.11.2010г., в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика Администрации МР "Печора", надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что позиция Агентства РК по социальному развитию является неправомерной. Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил. Представлен письменный отзыв, в котором заявленные требования не признаются, указано, что истица обеспечена жилым помещением, которое утратило статус общежития в виду передачи его в муниципальную собственность и применения к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в связи с чем истица должна быть снята органами местного самоуправления с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков. Суд вынес указанное выше решение. В кассационной жалобе Агентство РК по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить, указывая, что судом пропущен трехмесячный срок для обжалования их решения; суд ошибочно обязал предоставить социальную выплату через МО МР "Печора"; неправильно применил нормы материального права при разрешении спора. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, исключив из резолютивной части решения в абз.4 указание суда "через Администрацию муниципального образования муниципального района "Печора". Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права. Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами то обстоятельство, что истец в 1998 году в соответствии с действовавшим в тот период законодательством была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, проживающее в общежитии. На момент рассмотрения дела истец продолжает состоять на данном учете. 20 марта 2002 года истцу на основании справки МСЭ ... была определена ... группа инвалидности бессрочно. С указанного времени истец имеет право на меры социальной поддержки как инвалид. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, которая предусматривает передачу органам государственной власти субъектов РФ полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение федерального законодательства в Республике Коми был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 г. № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах". Законом Республики Коми № 69-РЗ, в редакции действующей до внесения изменений Законом Республики Коми от 12.02.2010 г. № З-РЗ, было установлено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление указанным гражданам социальных выплат для приобретения жилья. В целях реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" и на основании федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" постановлением Правительства Республики Коми от 07.11.2006 г. № 282 (утратил силу с 05.04.2010г.) был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, субсидий на приобретение жилья, действовавший в момент возникновения спорных правоотношений. Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по предоставлению в порядке, определенном федеральным законодательством отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий социальных выплат в настоящее время является Агентство Республики Коми по социальному развитию. В соответствии с Порядком право на получение социальных выплат имеют граждане, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий и продолжающие состоять на указанном учете. Предоставление социальных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Социальные выплаты для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Согласно пунктам 7, 12, 15 Порядка для получения социальных выплат граждане из числа инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., подают в территориальные органы Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее - органы социальной защиты населения) заявления о предоставлении социальных выплат по форме согласно приложению 1 к Порядку с представлением документов, определенных указанным приложением. Отказ в предоставлении социальных выплат допускается, в случае если представленные документы не подтверждают право граждан на предоставление социальных выплат. Судом тщательно проверено право истца на получение указанной выплаты и правильно признано, что ответчик необоснованно отказал истцу в предоставлении данной выплаты. Как следует из материалов дела, Чухарева А.Х., ... г.р., является пенсионером по старости с .... С 26.08.1991г. по 30.04.1994г. истица работала на мебельной фабрике, где ей, как работнику предприятия, была выделена комната в общежитии по адресу: .... Чухарева А.Х. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... с 06.05.1992г., с 28.06.2006г. зарегистрирована по вышеуказанному адресу в ком. № ..., где и проживает в настоящее время. В соответствии с постановлением администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория" № 1003 от 05.07.02. дом № ... на день рассмотрения дела в суде имеет статус муниципального общежития. Из акта обследования жилищно-бытовых условий Чухаревой А.Х. от 24.02.10. усматривается, что она проживает по ... Водопровод, канализация, центральное отопление. Кухня, санузел, коридор относится к местам общего пользования. Дом имеет статус общежития коридорной системы. 02.03.2009г. между истицей и Администрацией МР "Печора" был заключен договор найма жилого помещения в общежитии. Согласно справке отдела управления жилым фондом Администрации МР "Печора" Чухарева А.Х. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района в льготной очереди "Ветераны труда" с 16.02.1998г. в соответствии с постановлением Главы администрации г. Печоры от 02.04.1998г. № .... Основание для постановки - пункт 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением). В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренными пп.1,3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Пункт 2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ в данной норме как безусловное основание для снятия с учета не указан. Между тем, в соответствии с данной нормой снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть произведено в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" суд обоснованно признал, что истец не утратила основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст.32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до 01.03.2005 года, Чухарева А.Х. могла быть снята с указанного учета, в частности, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Отпавшими основания для предоставления жилых помещений считались граждане, перечисленные в п.27 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы РК от 27.05.1999 года за № 190 "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми", действовавшим до 10.06.2005 года. Указанная норма предусматривала возможность снятия граждан, состоящих на учете, в частности, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Поскольку истец проживает в жилом помещении, являющемся муниципальным общежитием, по ранее действовавшему законодательству не могла быть снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, по настоящее время с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" законно состоит в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации МО ГО "Сыктывкар", по своему правовому статусу полностью соответствует требованиям ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениям Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", в связи с чем суд обоснованно признал отказ ответчика в предоставлении истцу социальной выплаты в связи с превышением норматива жилой площади неправомерным. Суд правильно указал, что законодатель определил право граждан категории, к которой относится Чухарева А.Х., на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, а обязанность соответствующих органов по реализации этих прав определено специальным законом. Обязательства по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельной категории граждан в соответствии с действующим законодательством являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, относятся к государственным полномочиям субъекта в связи с чем, должны исполняться государственными органами, а не органами местного самоуправления. Соответственно, исковые требования Чухаревой А.Х. к Агентству РК по социальному развития о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья обоснованно удовлетворены судом в полном объеме с датой постановки на учет 16.02.1998 г. Изменение нормативно-правового акта, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений (постановления Правительства Республики Коми от 07.11.2006 г. № 282 (утратил силу с 05.04.2010г.), которым был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, субсидий на приобретение жилья, и утверждение нового постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года №58, которым утвержден новый Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 года, относящимся, в частности к инвалидам, не изменяет существующие правоотношения, поскольку у истца по новому Порядку также определяется право на единовременную денежную выплату (ранее - социальную выплату) по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. По изложенным основаниям доводы жалобы о неправильном применении судом нормы материального права не могут быть признаны состоятельными, влекущими отмену решения суда. Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в пропуске срока обжалования действий ответчика по отказу в предоставлении социальной выплаты, не могут быть приняты во внимание в качестве основания, влекущего отмену решения суда, поскольку спор рассмотрен судом в порядке искового производства, поскольку ответчиком оспаривалось право истца на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и ее право на получение социальной выплаты. Довод жалобы о том, что суд ошибочно обязал предоставить социальную выплату через МО МР "Печора", является обоснованным, поэтому судебная коллегия считает необходимым исключить данное указание из резолютивной части решения. Судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих отмену решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Печорского городского суда Республики Коми от 11 ноября 2010 года оставить без изменения, исключив из абз. 4 резолютивной части решения указание суда "через Администрацию муниципального образования муниципального района "Печора". Кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию оставить без изменения. Председательствующий Судьи