предоставление жилищной субсидии



Судья С.В. Жуковская Дело № 33-353/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Кореневой И.В., Глушкова М.В.,

при секретаре Коданевой И.Н.

рассмотрев в судебном заседании 24 января 2011 года дело

по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда от 05 октября 2010 года по которому

признано право Бушмелева С.В. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ООО «Шахта «...»;

Министерство энергетики Российской Федерации обязано выделить Бушмелеву С.В. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли;

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана предоставить Бушмелева С.В. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли.

Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Бушмелев обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации о возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «...», выделить жилищную субсидию. В обоснование иска указал, что не включение его в списки очередности, в связи с ликвидацией шахты «...», нарушает его неимущественные права, установленные федеральным законом, поскольку общий трудовой стаж в РКС на момент ликвидации шахты составил более 10 лет, жилья в других регионах не имеет.

Ответчики исковые требования не признали.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит об отмене решения суда, как необоснованного, постановленного без учёта требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.

Как следует из материалов дела, Бушмелев с ДД.ММ.ГГГГ работал на шахте «...». Трудовой договор с истцом расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по ст. 33 п. 1 КЗоТ РФ в связи с сокращением численности работников шахты «...». Трудовой стаж в угольной промышленности к моменту увольнения составил более ... лет.

Согласно решению Совета директоров ОАО «Воркутауголь» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации ООО «Шахта ...» с ДД.ММ.ГГГГ, утверждён график ликвидации. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства энергетики Российской Федерации утверждён проект ликвидации ООО «Шахта «...». В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы РК в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией ООО «Шахта ...» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных «Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников ООО «Шахта «...». В соответствии с приведенным положением Бушмелев права на получение жилищной субсидии не имел, в связи с чем в список включён не был. Ранее жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами г. Воркуты истец не получал.

Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 года «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утверждён Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно органи­зациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утверждённые и согласованные списки.

Аналогичные положения внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

С учётом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, применённого при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Бушмелева удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах РФ не имеет.

Приведённые в кассационной жалобе доводы о том, что при формировании списков высвобожденных работников ООО «Шахта «...», претендовавших на получении жилищных субсидий для приобретения жилья действовал ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 года и в списки включены работники, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет и имеющие стаж работы в угольной промышленности не менее 10 календарных лет, в настоящее же время жилищные субсидии предоставляются в соответствии с ФЗ № 123-ФЗ от 27.09.2005 года однако положение об их предоставлении указанной категории работников отсутствует, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку из анализа приведённых правовых норм следует, что действие законодательства распространяется на всех работников угольной промышленности, имеющих не менее 10 лет стажа работы в угольной промышленности, высвобожденных по ликвидации предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера до 01.01.2005 года. Следовательно, данное право распространяется на всех лиц, имеющих право на получение субсидий по вновь предусмотренным Законом основаниям.

Подлежит отклонению и кассационный довод о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008 года, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.

Процесс исполнения судебного решения является отдельной стадией судопроизводства, регулируемой соответствующими правовыми нормами. Разрешение данных вопросов в кассационном порядке преждевременно.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда от 05 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики РФ – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200