Судья Ф.М. Степанова Дело № 33-247/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Семенчиной Л.А., судей Глушкова М.В., Кореневой И.В., при секретаре Коданевой И.Н., с участием прокурора Шевелевой М.Г., рассмотрела в судебном заседании 20 января 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Иосипчук О.Ю. Радостевой Н.Е. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2010 года, по которому исковые требования Иосипчук О.Ю. к отделу опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию, Агентству Республики Коми по социальному развитию, Правительству Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми, ГУ РК Центру занятости населения по городу Воркуте, ГУ РК Центру по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, возмещении морального вреда в размере ... рублей, отмене распоряжения Правительства Республики Коми № 402-р от 29 октября 2009 года, приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию № 1600 от 30 октября 2009 года, уведомления Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по городу Воркуте от 30 ДД.ММ.ГГГГ, приказа Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по городу Воркуте № от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по городу Воркуте от ДД.ММ.ГГГГ года, приказа Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркуте от ДД.ММ.ГГГГ года о расторжении служебного контракта, признании действий дискриминационными в сфере труда, не уведомлении о вакансиях государственной гражданской службы, лишении права на трудоустройство на вакансии в ГУ РК Центру по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по городу Воркуте, нарушении трудовых прав, проведении реорганизации под видом сокращения штатов, взыскании судебных расходов оставлены без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя истца Радостевой Н.Е., представителя Министерства финансов РК Лазарева А.Н., заключение прокурора Шевелевой М.Г. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Иосипчук обратилась в суд с иском к ответчикам о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, возмещении морального вреда в размере ... рублей, отмене распоряжения Правительства Республики Коми № 402-р от 29.10.2009 года, приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию № 1600 от 30.10.2009 года, уведомления Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по городу Воркуте от 30.10. 2009 года, приказа Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по городу Воркуте № 298 от 30.10.2009 года, уведомления Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по городу Воркуте от ДД.ММ.ГГГГ, приказа Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркуте от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта, признании действий дискриминационными в сфере труда, не уведомлении о вакансиях государственной гражданской службы, лишении права на трудоустройство на вакансии в ГУ РК Центру по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по городу Воркуте, нарушении трудовых прав, проведении реорганизации под видом сокращения штатов, взыскании судебных расходов. В обоснование требований указала, что считает увольнение незаконным, поскольку имела преимущественное право оставления на работе, так как имеет больший стаж государственной службы и более высокую квалификацию. Кроме того, вместо конкретного предложения другого места гражданской государственной службы ей сообщено лишь о наличии вакансий, куда она может обратиться для самостоятельного трудоустройства. Ответчики исковые требования не признали. Суд постановил приведённое выше решение. В кассационной жалобе представитель Иоспипчук Радостева не согласна с решением суда, и просит его отменить ввиду необоснованности и незаконности. Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными. Из материалов дела следует, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ Иосипчук принята переводом из Управления по социальным вопросам МО «Город Воркута» на должность .... С ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность .... Распоряжением Правительства Республики Коми от 29.10.2009 года № 402-р внесены изменения в Распоряжение Правительства Республики Коми от 22.06.2009 года № 238-р в части сокращения предельной штатной численности работников аппаратов (без учета персонала по охране и обслуживания здания), включая предельную численность должностей государственной гражданской службы Республики Коми, и лимите служебного автомобильного транспорта органов исполнительной власти Республики Коми. Согласно приказу УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркуте от 30.10.2009 года № 298 с 01.01.2010 года подлежала сокращению, в том числе занимаемая истцом должность. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию утверждены штатные расписания территориальных органов, в которых должность ... отсутствует. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Иосипчук предупреждена о сокращении с занимаемой ею должности с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено уведомление о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением вакантных должностей. Приказом УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркуте № от ДД.ММ.ГГГГ Иосипчук с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы Республики Коми и уволена по п. ... ч. ... ст. ... ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно акта об отказе от подписания уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, Иосипчук ознакомлена с приказом о расторжении служебного контракта, свой отказ от подписания приказа ни чем не мотивировала. В соответствии с ч.1 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона). При увольнении государственного служащего в связи с сокращением штата соблюдается установленная законодательством процедура: представитель нанимателя обязан за два месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение срока указанного срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Оценивая исследованные доказательства суд первой инстанции исходя из требований закона правомерно признал отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Иосипчук уволена с занимаемой должности в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», сокращение должностей гражданской службы в государственном органе имело место, порядок увольнения истца ответчиком не нарушен, о предстоящем увольнении истец предупреждена за два месяца, в письменном виде уведомлена о вакантных должностях в других государственных органах, преимущественного права на оставление на работе не имела, у представителя нанимателя отсутствовала возможность предоставить истцу иную гражданскую должность в Управлении либо направить её на профессиональную переподготовку. Факты дискриминации в сфере труда истца, нарушения трудовых прав, проведение реорганизации под видом сокращения штатов так же не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела. Доводы кассационной жалобы о том, что работодатель не предпринял действенных мер и формально подошёл к вопросу о дальнейшем трудоустройстве истца, а доказательств в подтверждение фактов предложения иной должности гражданской службы и отказа истца от такого предложения суду не представлено, не могут быть приняты во внимание, как основание для отмены состоявшегося по делу судебного решения. Анализ, приведённых в решении норм права, позволяет сделать вывод, о том, что направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, не является обязанностью представителя нанимателя. Вакантные должности государственной гражданской службы в других государственных органах, подлежали замещению на конкурсной основе и не ограничивали право истца на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях. Законом обязанность по проведению каких-либо консультаций, согласований с представителями других государственных органов о возможности участия работника в конкурсе на замещение вакантных должностей в этих государственных органах на работодателя не возложена. При сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие. В соответствии с п.8 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в РФ, утверждённого Указом Президента РФ № 112 от 01.02.2005 года, гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе. Истцом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что она выразила свое согласие на участие в конкурсе на замещение предложенных ей вакантных должностей государственной гражданской службы с соблюдением установленной Положением процедуры. Подлежат отклонению как не основанные на материалах дела и доводы кассационной жалобы о наличии вакантных должностей и соответственно о преимущественном праве истца на оставление на работе. Согласно штатному расписанию УСЗН Агентства Республики Коми по г. Воркуте на 2009 год отдел опеки и попечительства состоял из 12 штатных единиц. Согласно приказу УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркуте от 30.10.2009 года № 298 с 01.01.2010 года подлежат сокращению 2 штатные единицы отдела опеки и попечительства: .... Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № 616/к от 18.12.2009 года утверждены штатные расписания территориальных органов Агентства Республики Коми по социальному развитию на 2010 год, в силу которого штат отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркуте состоит из 10 должностей. Оспариваемые истцом должности гражданской службы замещены, а не вакантны, основания для проведения внеочередной аттестации у ответчика отсутствовали. Кроме того, проведение такой аттестации является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. Таким образом, учитывая, что истец о вакантных должностях в других государственных органах была уведомлена, согласия на замещение какой-либо должности в этих органах не изъявила, вакантные должности в УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркуте отсутствовали, вывод суда об отсутствии оснований для продолжения государственно-служебных отношений с гражданским служащим Иосипчук следует признать правильным. Не может быть принят во внимание и кассационный довод о незаконности распоряжений Правительства РК № 384-р от 26.10.2006 года, № 402-р от 29.10.2009 года и приказа Агентства РК по социальному развитию № 1600 от 30.10.2009 года. Оспариваемые истом нормативные акты нормам Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» не противоречат. Как верно указано судом первой инстанции со ссылками на Конституцию РК, Закон РК от 05.07.2005 года № 76-РЗ, Положение об Агентстве РК по социальному развитию, указанные органы в пределах своих полномочий имеют право определять предельную численность территориальных органов, а так же решать вопросы, касающиеся их создания и реорганизации. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не усматривается. Руководствуясь ст. ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Иосипчук О.Ю. Радостевой Н.Е. - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-