Возложение обязанности по предоставлению технических средств реабилитации инвалида



Судья Сироткина Е.М. Дело № 33-389/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ивановой Е.А., Алексеевой С.Ф.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 24 января 2011 года

дело по кассационной жалобе ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2010 года, по которому

ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обязано предоставить Костину Н.А. технические средства реабилитации:

Опорные кронштейны для ванны и туалета (тип артикула LY-3001-350);

Сумку для кресла-коляски;

Подголовник для мытья головы;

Опору под спину;

Прикроватный столик с поворотной столешницей;

Подъемник электрический – подъемное устройство в ванной (типа «AQVAJOY» с пультом управления;

Пояс.

Взыскана с ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу Костину Н.А. компенсация морального вреда в сумме ... рублей.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения истца Костина Н.А., представителя ответчика ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Прудниковой Н.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Костин Н.А. обратился в суд с иском к ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда в сумме ... рублей. Требования мотивировал тем, что является инвалидом ..., инвалидность с детства. При обращении истца в ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, ему незаконно было отказано в предоставлении опорных кронштейнов для ванны и туалета (тип артикула LY-3001-350) 2 шт.; сумки для кресла-коляски; подголовника для мытья головы; опоры под спину; прикроватного столика с поворотной столешницей; подъемника электрического - подъемного устройства в ванной (типа «AQVAJOY») с пультом управления; пояса (артикул SB-018); простого педального тренажера с электроприводом для верхних конечностей «Mini Bike» (артикул LY-901-MB).

В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали.

Представитель ответчика иск не признала.

Судом для участия в деле в качестве третьего лица привлечено ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми», представитель которого в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми просит отменить решение суда по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Костин Н.А. является инвалидом ... по причине: инвалидность с детства. У истца имеется ... степень ограничения к обучению; ... степень ограничения к самообслуживанию, к трудовой деятельности; ... степень ограничения к передвижению.

11 февраля 2010 года истцом получена индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой указано, что за счет средств ФСС он должен быть обеспечен следующими видами технических средств реабилитации: противопролежневая подушка-сиденье; памперсы; комплект поручней для ванны-2 шт.; опорные кронштейны для ванной и туалета - 2шт; замена кресла-коляски с электроприводом 2.322 «ОРТIМUS-2» (Германия) и ее ремонт по необходимости, с заменой аккумуляторов; кресло-коляска активного типа «Катаржина», ее ремонт по необходимости; спецодежда (зима, лето); сумка для кресла-коляски; подголовник для мытья головы; опора под спину; активный захват; специальные приборы (ложка, вилка, ограничитель, нож, активный захват для ключей); прикроватный столик с поворотной столешницей; подъемник электрический (подъемное устройство в ванной (типа «AQVAJOY» (Великобритания) с пультом управления); пояс; простой педальный тренажер с электроприводом для верхних конечностей «Mini Bike» (артикул LY-901-MB).

Как следует из ответа ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 14 сентября 2010 года на заявление Костина Н.А., ему отказано в предоставлении следующих технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации: опорных кронштейнов для ванны и туалета (тип артикула LY-3001-350) 2 шт.; сумки для кресла-коляски; подголовника для мытья головы; опоры под спину; прикроватного столика с поворотной столешницей; подъемника электрического - подъемного устройства в ванной (типа «AQVAJOY») с пультом управления; пояса (артикул SB-018); простого педального тренажера с электроприводом для верхних конечностей «Mini Bike» (артикул LY-901-MB).

В представленном суду отзыве ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» указало, что все технические средства, за предоставлением которых обращается Костин Н.А., за исключением простого педального тренажера с электроприводом для верхних конечностей «Mini Bike» (артикул LY-901-MB), предусмотрены федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; истец должен быть обеспечен ими за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

На основании ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Как следует из положений ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия; специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 240 от 07.04.2008, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Проанализировав содержание указанного перечня применительно к положениям Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд пришел к правильному выводу о том, что технические средства реабилитации: опорные кронштейны для ванны и туалета (тип артикула LY-3001-350); сумка для кресла-коляски; подголовник для мытья головы; опора под спину; прикроватный столик с поворотной столешницей; подъемник электрический – подъемное устройство в ванной (типа «AQVAJOY») с пультом управления; пояс, данным перечнем предусмотрены, в связи с чем обоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению их истцу.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что указанные технические средства реабилитации прямо не предусмотрены федеральным перечнем, поскольку, как следует из содержания перечня, в нем приведены не определенные виды технических средств реабилитации, а их категории, сгруппированные по родовым признакам. В то же время технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации Костина Н.А., подпадают под признаки категорий, перечисленных в перечне, и их предоставление истцу является обоснованным.

Ссылка заявителя на неправомерность взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку ответчиком не нарушены нематериальные права Костина Н.А., также подлежит отклонению.

Как правильно указал суд, незаконный отказ ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в обеспечении истца техническими средствами реабилитации привел к нарушению его права как инвалида на охрану здоровья, на достойную жизнь, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, право на преодоление, замещение (компенсацию) ограничений жизнедеятельности, чем истцу причинен моральный вред.

Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом степени физических и нравственных страданий истца, степени вины причинителя вреда, и соответствует принципам разумности и справедливости.

Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200