право на пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности



Судья Соболев В.М. Дело №33-634/2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Сажина А.В.,

судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрела 07 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе на решение Прилузского районного суда от 7 декабря 2010 года, по которому

Исковые требования Мороковой З.В. удовлетворить частично.

ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Прилузском районе обязано включить в стаж работы Мороковой З.В. в связи с лечебной деятельностью периоды:

- курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении из расчета 1 год работы за один год три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ – в календарном исчислении;

- нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев;

- нахождения в основном оплачиваемом отпуске: с ДД.ММ.ГГГГ

Признано за Мороковой З.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований Мороковой З.В. к ГУ УПФ РФ в ... о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Взыскано с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в ... в пользу Мороковой З.В. в возмещение понесенных судебных расходов на оплату государственной пошлины ... рублей.

Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения представителя Лютиковой Е.Ю., действующей по доверенности в интересах ГУ УПФ РФ в Прилузском районе,судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Морокова З.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в ... о включении периодов курсов повышения квалификации, нахождения в основном оплачиваемом отпуске и отпуске по беременности и родам в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В обосновании требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ за досрочным назначением пенсии, ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Полагает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа периоды курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ в ...

- нахождение в основном оплачиваемом отпуске ДД.ММ.ГГГГ

- нахождения в отпуске по беременности и родам: ДД.ММ.ГГГГ.

Просит обязать ответчика включить указанные периоды в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец Морокова З.В. требования и основания иска поддержала.

Представитель Лютикова Е.Ю., действующая по доверенности в интересах ответчика, с иском не согласилась.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права переть разрешении спора. В кассационной жалобе приводятся возражения против включения в льготный стаж работы периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации, поскольку в указанные периода она не осуществляла лечебную деятельность; периода нахождения истицы в оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла лечебную деятельность на 0,5 ставки;: периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, превышающем 140 дней в льготном исчислении, как противоречащие нормам материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Из трудовой книжки Мороковой З.В. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает ....

Согласно подпункта 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно пункту 5 Правил, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа работа в специальный стаж засчитывается в льготном порядке 1 год за 1 год 3 месяца.

Основанием для отказа истцу Мороковой З.В. в назначении досрочной пенсии явилось отсутствие необходимого 25 летнего стажа осуществления лечебной деятельности на момент ее обращения в пенсионный фонд.. При этом ответчик не включил в период лечебной деятельности периоды :

-курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ

- нахождение в основном оплачиваемом отпуске ДД.ММ.ГГГГ

- нахождения в отпуске по беременности и родам: ДД.ММ.ГГГГ

Суд, проверяя доводы и возражения сторон, пришел к правильному выводу об обоснованности требований истицы в части включения в лечебную деятельность периодов ее нахождения на курсах повышения.

Морокова З.В. обучалась на курсах повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров с сохранением средней заработной платы, в силу требований закона работодатель обязан был перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд с заработной платы работника.

Согласно ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья населения» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Из приведенной нормы закона следует, что повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности. Для истицы в силу специальных нормативных актов и тарифно – квалификационных требований по занимаемой должности повышение квалификации является обязательным условием выполнения ею работы, связанной с лечебной деятельностью.

В соответствии со т. 196 ТК РФ, в случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С учетом изложенного вывод суда о включении периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в стаж лечебной деятельности Мороковой З.В. является обоснованным.

Так же является правильным вывод суда о необходимости включения периода курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 мес., поскольку указанные курсы имели место ... до введения нового порядка исчисления специального стажа.

Вывод суда о необходимости включения в стаж лечебной деятельности периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и расчета периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, является правильным.

В период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам действовали положения ст. 165 КЗоТ РФ, в соответствии с которыми женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.

Основы законодательства РФ (ч. 4 ст. 23) предусматривали возможность увеличения продолжительности отпуска по беременности и родам в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей.

Согласно Закону Республики Коми от 20 октября 1992 года «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» (в редакции действовавшей по 25 мая 1998 года), отпуск по беременности и родам предоставлялся продолжительностью 126 дней до родов и 236 дней после родов.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и пунктом 5 разъяснения Министерства труда РФ № 5 от 22 мая 1996 года, в стаж дающий право па досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития РФ № 7392-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 года, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С учетом изложенного является обоснованным вывод суда о включении в стаж лечебной деятельности истицы период фактического нахождения ее в отпуске по беременности и родам: в указанные выше периоды. При этом данный период учитывается в льготном соотношении, поскольку по трудовому законодательству, отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам, основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Из материалов дела следует, что период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам относится к периодам до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам, когда действовали нормативные акты, предусматривавшие включение указанного периода в специальный стаж в льготном исчислении.

Разъяснения по применению льготного порядка исчисления стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения содержатся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Так, пунктом 6 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года № 156U0-30, установлено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Аналогичное положение содержит Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года№23\24-11, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375\24-11, определяющее включение периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Поскольку работа истицы в должности медицинской сестры палатной хирургического отделения Летской районной больницы зачтена в стаж в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца), то период выплаты пособия по беременности и родам ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также должен быть включен в стаж в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении.

Следует признать необоснованными доводы жалобы об отсутствии оснований для включения в специальный стаж работы истицы периода нахождения ее в очередном отпуске ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что истица выполняла трудовые функции по 0,5 ставке.

Из материалов дела следует, что истица, хотя и была протарифицирована для работы на 0,5 ставки, фактически в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица выполняла объем работы равный 1 ставке, в период времени отсутствия другого работника Мороковой Т.М. в связи с нахождением ее дородовом, послеродовом отпуске, больничном листе и в отпуске по уходу за ребенком. Отпуск предоставлялся с учетом отработанного времени. С учетом нормативного регулирования порядка исчисления специального стажа основной отпуск, предоставленный истице в указанное время, суд обоснованно включил в специальный стаж работы.

Поскольку необходимый специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по основаниям, предусмотренным п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» с учетом включенных спорных периодов у истицы определился на ДД.ММ.ГГГГ, суд правомерно возложил обязанность на ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию с указанной даты.

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Прилузского районного суда от 07 декабря 2010 г оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200