Судья Качанов А.П. Дело № 33-701/2011 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Головкова В.Л. и Ивановой Е.А. при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании 10 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 ноября 2010 года, по которому Иск Кабировой Л.П. удовлетворен частично. Министерство энергетики Российской Федерации обязано через администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Кабировой Л.П. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Шахты «Промышленная», в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на 14.02.1996. Администрация МО ГО «Воркута» обязана предоставить Кабировой Л.П. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Шахты Промышленная», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения шахтерских городов и поселков, в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на 14.02.1996. В иске к ФГУ «Соцуголь», ОАО «Воркутауголь», Кабировой Л.П. отказано. Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Кабирова Л.П. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута», ГУ «Соцуголь», Министерству энергетики Российской Федерации, ОАО «Воркутауголь», о признании ее права на включение в льготный список на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Промышленная», возложении на Министерство энергетики Российской Федерации обязанности выделить истцу через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, возложении на Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязанности предоставить истцу жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения шахтерских городов и поселков. Истец, Министерство энергетики Российской Федерации, ФГУ «Соцуголь», Администрация МО ГО «Воркута», ОАО «Воркутауголь» надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном разбирательстве участия не приняли, заявив о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленных в суд отзывах ответчики с исковыми требованиями не согласились. Суд постановил приведенное выше решение. Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2010 года Министерству энергетики Российской Федерации восстановлен срок для подачи кассационной жалобы на указанное решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации не согласно с решением суда и просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что Кабирова Л.П. своевременно не обратилась с заявлением о включении ее в льготный список, а также на то, что межбюджетные средства, выделенные Министерству энергетики Российской Федерации для финансирования расходов на переселение в 2010 году, использованы в полном объеме. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражения Кабировой Л.П. на кассационную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Судом установлено, что Кабирова Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на углеобогатительной фабрике шахты «Промышленная» производственного объединения «Воркутауголь». Трудовой договор расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия. Стаж работы истца в угольной отрасли на момент расторжения трудового договора в связи с ликвидацией предприятия, шахты «Промышленная», составляет ... лет ... месяцев, указанный стаж в жалобе не оспаривается. После увольнения с шахты «Промышленная» Кабирова Л.П. продолжает проживать и работать в районах Крайнего Севера. Постановлением Правительства РФ от 27.09.1995 № 969 «О ликвидации государственного предприятия «Шахта «Промышленная» производственного объединения «Воркутауголь» постановлено принять предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства Республики Коми о ликвидации государственного предприятия «Шахта Промышленная» производственного объединения «Воркутауголь». Истец не была включена в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «Промышленная», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г.Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты. По сообщению Администрации МО ГО «Воркута» Кабирова Л.П. не состоит в общереспубликанском списке очередников на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. Вывод суда о праве истца на получение жилищной субсидии соответствует требованиям действующего законодательства. Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Аналогичные положения были внесены постановлениями Правительства РФ от 26.01.2006 № 43 и № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Кабировой Л.П. удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобождена в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получала, жилого помещения в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирована по месту жительства в г. Воркуте. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики Российской Федерации, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления. Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию. Ссылка в жалобе на то, что Кабирова Л.П. не была включена в списки высвобожденных работников предприятия, претендующих на получение субсидии, не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа работнику угольной промышленности в предоставлении жилищной субсидии и само по себе не исключает права истца на ее получение. Кроме того, п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428, предусмотрена ежегодная корректировка списков граждан, подлежащих переселению. Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие в бюджете денежных средств для выделения субсидии, неосновательна, поскольку это не служит основанием для отказа истцу в осуществлении предоставленного ей законом, но не реализованного до настоящего времени права на субсидию и не освобождает ответчиков от обязанности по ее предоставлению. Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: