о признании права на обеспечение жильем



Судья Мащенко Т.С. Дело № 33-814/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 17 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Васильковского А.А. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2010 года, по которому

Васильковскому А. А. в иске к ФБУ «Исправительная колония № 22», Главному Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о признании права на обеспечение жильем на состав семьи, согласно правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, принятии и оформлении документов на состав семьи для получения государственного жилищного сертификата отказано.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Васильковский А.А. обратился в суд с иском к ФБУ Исправительная колония № 22 УФСИН России по Республике Коми о признании права на обеспечение жильем, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, принять и оформить документы для получения жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Определением Воркутинского городского суда от 02 марта 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и администрация муниципального образования городского округа «Воркута».

Определением Воркутинского городского суда от 19 марта 2010 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми.

Решением Воркутинского городского суда от 07 мая 2010 года признано право Васильковского А.А. на получение государственного жи­лищного сертификата; суд обязал ФБУ ИК -22 УФСИН России по Республике Коми и ГУФСИН России по Республике Коми поставить Васильковского А.А. на учет нуждающегося в улучшении жи­лищных условий для получения государственного жилищного сертификата; обязал ФБУ ИК -22 УФСИН России по Республике Коми и ГУФСИН России по Рес­публике Коми принять и оформить документы Васильковского А.А. с учетом чле­нов его семьи на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем кате­горий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой про­граммы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 06 сентября 2010 года решение Воркутинского городского суда от 07 мая 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

15.11.2010 истец представил заявление с увеличенными исковыми требованиями, в котором просил признать за ним право на обеспечение жильем на состав семьи, согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, обязать ответчиков принять и оформить документы на него и состав его семьи: жену – Василевскую Л. Я., сына – Василевского С.А., дочь – Василевскую Е.А., внука – В.А. И. для получения жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Определением суда от 24 ноября 2010 года в качестве третьих лиц по делу на стороне истца привлечены Васильковская Л.Я., Васильковская Е.А. и Васильковский С.А.

В судебном заседании истец Васильковский А.А. и его представитель Мацепа В.В. поддержали иск в полном объеме с учетом заявления об увеличении исковых требований.

Представитель ответчика ФБУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми Костина М.А. с исковыми требованиями не согласилась.

ГУФСИН России по Республике Коми явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представители третьих лиц Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и администрации МО ГО «Воркута», надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебном заседании участия не принимали.

Третьи лица по делу Васильковская Л.Я., Васильковская Е.А., Васильковский С.А. поддержали иск по изложенным в заявлении основаниям.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ГУФСИН России по Республике Коми, Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО «Воркута» и постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе истец не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права при разрешении спора, неправильно установлена площадь жилых помещений, приходящихся на одного члена семьи.

Рассмотрев материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Как следует из содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее по тексту - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее Постановление № 153), а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в уголовно-исполнительной системе", утвержденной приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 N 287 (далее- Инструкция).

Судом установлено, что Васильковский А.А. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы - ФБУ Исправительная колония № 22 ГУ УФСИН России по Республике Коми, откуда был уволен по ... Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (...).

Проверяя право истца как сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы, уволенного со службы по достижении им предельного возраста пребывания на службе, имеющего общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, на участие в Подпрограмме, суд исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 вышеназванных Правил, право на участие в Подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Пунктом 3 указанной Инструкции также предусмотрены необходимые условия для участия в Подпрограмме сотрудников уголовно-исполнительной системы: уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу.

Согласно пункту 19 Правил для участия в Подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Анализируя приведенные положения нормативных актов, суд правильно признал, что необходимый перечень документов, требуемый для признания конкретного гражданина участником Подпрограммы, должен определяться с учетом положений подпунктов "а" - "в" пункта 5 Правил, закрепляющих перечень лиц, имеющих право на участие в Подпрограмме, и условий, которым должны отвечать эти лица.

В силу абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на участие в Подпрограмме, если общая продолжительность их службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Соответственно для участия в Подпрограмме указанные лица обязаны представить документы об основаниях увольнения со службы, об общей продолжительности службы в календарном исчислении и подтвердить факт признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что 17.05.2006 и 11.12.2009 истец обращался в ФГУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Васильковскому А.А. было отказано во включении в число граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку истец не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в подразделении уголовно-исполнительной системы до 01.03.2005, не подавал рапорт о принятии на учет по месту службы в ФБУ ИК-22.

Согласно п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Проверив основания отказа, суд обоснованно признал его правомерным, указав, что истец не соответствует требованиям, изложенным в вышеприведенных нормативных актах, а именно: он не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

То обстоятельство, что истец состоит на учете для приобретения жилья за пределами г.Воркуты в администрации МО ГО "Воркута" с 1989 года, не подтверждает факт признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку, как установлено в суде, основанием постановки на учет является реализация права на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям".

Судом проверен факт нуждаемости истца на улучшение жилищных условий и установлено, что он не является таковым.

Так, в соответствии с п. 4 и п.5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно постановлению от 04.05.2005 № 560 главы МО " Город Воркута" нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются малоимущие граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилья, имеющего полную степень благоустройства применительно к городу Воркута и его поселков, независимо от вида жилищного фонда, на одного члена семьи в отдельной квартире 10 и менее кв.м.

Материалами дела установлено, что истец с семьей из пяти человек занимал благоустроенную двухкомнатную ..., общей площадью 44,5 кв.м. на основании ордера, выданного в 1983 году, и находящуюся в муниципальной собственности. Член семьи нанимателя Васильковская Е.А. имеет в собственности жилое помещение ... квартиры ..., общей площадью 47,3 кв.м. При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных помещений, при котором на каждого из членов семьи приходится по 18,36 кв.м. общей площади, что превышает размер учетной нормы площади жилого помещения.

Указание в жалобе о проживании в квартире ... мужа Васильковской Е.А. – ФИО и обеспеченности общей площадью жилых помещений, при котором на каждого из членов семьи приходится по 15,3 кв.м. общей площади, не может быть принято во внимание, поскольку не опровергает правильных выводов суда и не является основанием для отмены решения.

Кроме того, согласно ст.6 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняют право состоять на учете до решения вопроса получения жилья. Однако истец до 01.03.2005 в Учреждении не состоял на таком учете. С учетом того обстоятельства, что истец не соответствует требованиям закона, предъявляемым для реализации права на получение ГЖС, суд правильно признал отсутствие законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы истца о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть приняты во внимание, поскольку исковые требования предъявлены истцом к учреждению уголовно-исполнительной системы. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" регулирующий права и обязанности военнослужащих, не распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы. В соответствии со ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ответчики к таковым не относятся.

Таким образом, истец не может быть обеспечен государственным жилищным сертификатом в рамках "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", исходя из требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года, поскольку он не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по месту службы, не может быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) при Учреждении в связи с наличием жилья для постоянного проживания на территории России и тем обстоятельством, что жилищный учет в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы велся только до 01.03.2005.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васильковского А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200