предоставлоение жилищной субсидии



Судья Мащенко Т.С. Дело № 33-1133/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 28 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2010 года, по которому

признано право Чукичева О.А. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами ... в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «Южная»;

Администрация МО ГО «Воркута» обязана включить Чукичева О.А. в списки лиц для приобретения (строительства) жилья за пределами города Воркута в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «Южная» с учетом стажа работы в угольной отрасли;

Министерство энергетики Российской Федерации обязано через Администрацию МО ГО «Воркута» предоставить Чукичева О.А. в порядке очередности жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чукичев О.А. обратился с иском к ответчикам о признании за ним права на получение жилищной субсидии для приобретения жилого посещения за пределами районов Крайнего Севера; включении в список на получение жилищной субсидии, предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера. В обоснование исковых требований указал, что невключение его в списки очередности в связи с ликвидацией шахты «Южная» ПО «Воркутауголь» нарушает его неимущественные права, установленные федеральным законодательством, поскольку его общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера на момент ликвидации шахты составил более 10 лет, жилья в других регионах он не имеет.

В судебное заседание истец не явился.

Представитель истца Капитонов В.В. заявленные в иске требования поддержал.

Ответчики АМО ГО «Воркута», ГУ «Соцуголь», Министерство энергетики РФ, и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ОАО «Воркутауголь» своих представителей в суд не направили.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Федеральным законом от 27.09.2005 № 123-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 1 января 2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее 10 лет.

Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Министерством энергетики России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утв. постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005.

Таким образом, нормативные акты, регулирующие правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации программ местного развития мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривают возможность получения жилищной субсидии высвобождаемыми работниками организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией предприятия.

По делу установлено и подтверждено записями в трудовой книжке истца, что Чукичев О.А. в период с 08.09.1975 по 01.06.1976 и с 04.06.1976 по 18.04.1978 работал на шахте «Аяч-Яга» производственного объединения «Воркутауголь», уволен по ... КЗоТ РФ; с 19.07.1980 по 31.10.1980 принят ... на шахту «Северная» ПО «Воркутауголь», уволен по ... КЗоТ РФ; с 03.02.1986 по 03.08.1996 работал на шахте «Южная» производственного объединения «Воркутауголь», уволен по п... КЗоТ Российской Федерации в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. На момент увольнения стаж работы истца в угольной отрасли составил более 10 лет.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 385 принято решение о ликвидации государственного предприятия «Шахта «Южная» производственного объединения «Воркутауголь». 30.10.2007 государственное предприятие шахта «Южная» ликвидировано. В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты «Южная» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты «Южная». Истец в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «Южная», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г. Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, не включен. По сведениям администрации МО ГО «Воркута» Чукичев О.А. состоит в общереспубликанском списке очередников на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с 15.05.1997 в категории «пенсионеры». До настоящего времени истец жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами г. Воркуты не получал.

С учетом установленных по делу обстоятельств, и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах Российской Федерации не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики Российской Федерации непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 30.10.2008 № 99, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.

Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности по требованиям истца, изложенным им в иске, поскольку на требования о признании права на получение жилищной субсидии, включении в очередь на получение социальной выплаты для приобретения жилья, как направленные на защиту личных неимущественных прав, в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности не распространяется. Требования об обязании ответчиков предоставить жилищную субсидию являются производными от требований о включении в очередь на получение жилищной субсидии, поэтому срок исковой давности к данным спорным правоотношениям также не применим.

Указание в жалобе на порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам денежных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации не является основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает и не ставит под сомнение правильность сделанных судом выводов.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200