Судья Пластинин И.В. Дело № 33-1059/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Голикова А.А., Машкиной И.М., при секретаре Димовой Н.В. рассмотрела в судебном заседании 24 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 ноября 2010 года, по которому исковые требования Наумушкину Т. В. удовлетворены, признано за Наумушкиной Т.В. право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Общества с ограниченной ответственностью «Шахта Октябрьская»; администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана включить Наумушкину Т. В. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Общества с ограниченной ответственностью «Шахта Октябрьская» в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли; Министерство энергетики Российской Федерации обязано через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Наумушкину Т. В. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли. Заслушав доклад судьи Голикова А.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Наумушкина Т.В. обратилась с иском к ответчикам о признании за ней права на получение жилищной субсидии для приобретения жилого посещения за пределами районов Крайнего Севера; выделении жилищной субсидии; предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера. В обоснование исковых требований указала, что невключение ее в списки очередности в связи с ликвидацией шахты «Октябрьская» нарушает ее неимущественные права, установленные федеральным законодательством, поскольку ее общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера на момент ликвидации шахты составил более 10 лет, жилья в других регионах она не имеет. В судебное заседание истец не явилась. Представитель истца заявленные в иске требования поддержал. Ответчики АМО ГО «Воркута», Министерство энергетики РФ, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Федеральным законом от 27.09.2005 № 123-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 1 января 2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее 10 лет. Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Министерством энергетики России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утв. постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005. Таким образом, нормативные акты, регулирующие правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации программ местного развития мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривают возможность получения жилищной субсидии высвобождаемыми работниками организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией предприятия. По делу установлено и подтверждено записями в трудовой книжке истца, что Наумушкина Т.В. 27.08.1990 принята на государственное предприятие «Шахта Октябрьская», уволена 23.06.1991. С 31.03.1992 по 14.10.1992 работала на шахте «Октябрьская». С 17.10.1994 работала в Воркутинском производственном объединении «Воркутауголь» «Шахта Октябрьская», которое 07.08.1996 на основании Указов Президента РФ от 30.12.1992 № 17202 и от 25.11.1995 № 1184, постановления главы администрации г. Воркуты от 07.08.1996 № преобразовано в ОАО по добыче угля «Воркутауголь». В связи со сменой собственника имущества Наумушкина Т.В. 17.04.2000 переведена из филиала ОАО «Воркутауголь» «Шахта Октябрьская» в ООО «Шахта Октябрьская», уволена 25.07.2003 на основании ... Трудового кодекса РФ, в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. На момент увольнения стаж работы истца в угольной отрасли составил более 10 лет. 15.05.2002 Советом директоров АО «Воркутауголь» - учредителем ООО «Шахта Октябрьская» было принято решение о ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» с 01.07.2002, утвержден график ликвидации. 22.10.2002 решением Совета директоров ОАО «Воркутауголь» сроки ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» перенесены на 01.07.2003. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11.04.2003 № 155 утверждён проект ликвидации ООО «Шахта «Октябрьская». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Шахта Октябрьская» ликвидирована вследствие банкротства по решению Арбитражного суда Республики Коми и прекратила свою деятельность 28.04.2009. В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией ООО «Шахта Октябрьская» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников ООО «Шахта Октябрьская». В соответствии с приведённым положением Наумушкина Т.В. права на получение жилищной субсидии не имела, в связи с чем в список включена не была. По сведениям администрации МО ГО «Воркута» Наумушкина Т.В. состоит в общереспубликанском списке очередников на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с 08.04.2009 в категории «работающие». До настоящего времени истец жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами г. Воркуты не получала. С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобождена в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получала, жилого помещения в других регионах Российской Федерации не имеет, проживает и зарегистрирована по месту жительства в г. Воркуте. Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики Российской Федерации непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления. Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 30.10.2008 № 99, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию. Доводы в кассационной жалобе о том, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, который действует и в настоящее время, право на предоставление жилищной субсидии имеют только граждане, продолжительность стажа работы которых в районах Крайнего Севера и приравненных местностях составляет не менее 15 календарных лет, не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене решения суда. Приведенными выше положениями федерального законодательства, для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, без указания на необходимость стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, следовательно, суд обоснованно признал право истца на получение жилищной субсидии, указав, что стаж работы в указанных местностях 15 лет для данной категории работников не требуется. Указание в жалобе на порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам денежных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации не является основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает и не ставит под сомнение правильность сделанных судом выводов. Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-