Обжалование отказа в регистрации кандидата



Судья Утянский В.И. дело № 33-1266/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф. и Ивановой Е.А.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 28 февраля 2011 года дело по кассационному представлению прокурора города Ухты и кассационной жалобе территориальной избирательной комиссии города Ухты на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2011 года, по которому

заявление Куканова Ю.Л. удовлетворено;

отменено постановление территориальной избирательной комиссии города Ухты №10-01/11/03 от 7 февраля 2011 года об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу №24 Куканову Ю.Л.;

обязана территориальная избирательная комиссия города Ухты зарегистрировать Куканова Ю.Л. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу №24 по выборам депутатов Совета муниципального образования городского округа «Ухта», назначенным на 13 марта 2011 года;

решение обращено к немедленному исполнению;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения представителей территориальной избирательной комиссии города Ухты Скаковского А.А. и Бартоша Р.А., объяснения Куканова Ю.Л., его представителя Кукановой И.Ю., прокурора Нестерова М.А., поддержавшего доводы кассационного представления и полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением избирательной комиссии Республики Коми от 7 октября 2010 года №106/559-4 сформирована территориальная избирательная комиссия города Ухты для проведения выборов депутатов Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатным избирательным округам №№1-25, назначенным на 13 марта 2011 года.

Местным отделением политической партии «Справедливая Россия» в городе Ухте Республики Коми Куканов Ю.Л. в составе списка кандидатов выдвинут кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу №24.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Ухты от 7 февраля 2011 года №10-01/11/03 кандидату в депутаты Куканову Ю.Л. в регистрации отказано на основании подп. «в» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Куканов Ю.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа территориальной избирательной комиссии города Ухты зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу №24, об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Ухты от 7 февраля 2011 года №10-01/11/03 и возложении на избирательную комиссию обязанности произвести регистрацию. В обоснование требований указал, что представил все необходимые документы для регистрации его кандидатом в депутаты; территориальная избирательная комиссия при выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению документов должна была за три дня до рассмотрения вопроса о регистрации уведомить его об этом, чего не было сделано.

В судебном заседании заявитель и его представитель на требованиях настаивали.

Представители территориальной избирательной комиссии города Ухты с требованиями не согласились.

Представитель местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в городе Ухте требования Куканова Ю.Л. поддержал.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурора города Ухты и кассационной жалобе территориальной избирательной комиссии города Ухты поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда.

В силу положений подп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что основанием для отказа заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу №24 явилось представление им неполной копии трудовой книжки и отсутствие в пакете документов кандидата решения о создании местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в городе Ухте, которое обязано представить избирательное объединение при выдвижении списка кандидатов.

Разрешая спор, суд проанализировал положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республики Коми» и пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу №24.

Вывод суда является правильным.

Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Куканов Ю.Л. выдвинут кандидатом в депутаты местным отделением политической партии «Справедливая Россия» в городе Ухте Республики Коми в составе списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатным избирательным округам.

Указанный список кандидатов заверен постановлением территориальной избирательной комиссии города Ухты от 27 января 2011 года №10-01/07/03, что предусмотрено ст.34 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» от 27 сентября 2010 года №88-РЗ в соответствии с п.1.1 ст.35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

Согласно п.14.1 ст.35 указанного Федерального закона в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы: а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина; в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); г) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; д) нотариально удостоверенную копию устава политической партии, иного общественного объединения. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком; ) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Аналогичные положения содержатся в ч.4 ст.34 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ.

Судом установлено, что при представлении местным отделением политической партии «Справедливая Россия» в городе Ухте списка кандидатов в депутаты территориальной избирательной комиссии в городе Ухты были представлены все необходимые документы для заверения списка кандидатов, и список кандидатов был заверен территориальной избирательной комиссией города Ухты без каких-либо замечаний по поводу полноты представленных документов, в составе которых имелись нотариально заверенное свидетельство о государственной регистрации регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Республике Коми, решение о назначении уполномоченного представителя местного отделения указанной политической партии в городе Ухте, нотариально заверенная копия устава политической партии «Справедливая Россия», решение Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в городе Ухте о выдвижении кандидатов, решение Совета регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Республике Коми о согласовании списка кандидатов.

Согласно п.2 ст.33 ФЗ от 12 июня 2002 года №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Такие же документы кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, должен представить в избирательную комиссию и по Закону Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ (ч.ч. 1 и 2 ст.32, ч.6 ст.34 указанного Закона).

Судом установлено, что Куканов Ю.Л. при подаче документов представил территориальной избирательной комиссии города Ухты заявление кандидата в депутаты, копию паспорта, копию документа об образовании, копию трудовой книжки, документ, подтверждающий принадлежность к политической партии, справку об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе, две фотографии, первый финансовый отчет, документ, подтверждающий открытие специального счета. При этом сведения о месте работы и занимаемой должности, указанные Кукановым Ю.Л. в заявлении, соответствуют данным в представленной им копии трудовой книжки, в которой имеется заверенная запись о продолжении работы в настоящее время.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что закон не обязывает кандидата в депутаты представлять в подтверждение сведений о месте работы и занимаемой должности копию всей трудовой книжки; эти сведения могут быть подтверждены и иными соответствующими документами (надлежащим образом оформленной справкой предприятия, выпиской из трудовой книжки и тому подобное); в данном случае территориальная избирательная комиссия города Ухты имела возможность получить необходимые сведения о месте работе Куканова Ю.Л. и занимаемой им должности из представленных им документов, а в случае сомнения в их достоверности могла затребовать копию трудовой книжки в соответствии с положениями п.1.1 ст.38 ФЗ от 12 июня 2002 года №67-ФЗ. Поэтому представление неполной копии трудовой книжки не могло служить основанием для отказа в регистрации.

Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда, который в жалобе и представлении не оспаривается.

Учитывая, что требуемые от кандидата в депутаты документы для осуществления регистрации кандидата Кукановым Ю.Л. были предоставлены, обязанности кандидата представлять избирательной комиссии иные документы закон не предусматривает, судебная коллегия соглашается и с выводом суда о том, что заявитель не должен был для регистрации в качестве кандидата в депутаты предоставлять решение о создании местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в городе Ухте, так как в силу положений п.14.1 ст.35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.4 ч.4 ст.34 Закона РК «О выборах и референдумах в Республике Коми» представление этого решения – обязанность представителя избирательного объединения при подаче документов для заверения списка кандидатов в депутаты.

При таких обстоятельствах суд правильно признал оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии города Ухты об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты незаконным и обязал территориальную избирательную комиссию города Ухты зарегистрировать Куканова Ю.Л. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу №24.

Доводы кассационных жалобы и представления основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмены решения суда.

Относительно доводов кассационной жалобы о незаконности обращения решения к немедленному исполнению при отсутствии соответствующего заявления Куканова Ю.Л. судебная коллегия считает необходимым указать следующее.

Обращение судом решения к немедленному исполнению не нарушает чьих-либо прав с учетом того, что обжалуемое решение суда признано правильным, вступает в законную силу с момента вынесения определения кассационной инстанцией, подлежит исполнению и фактически территориальной избирательной комиссией города Ухты исполнено, а положения ст.443 ГПК РФ о повороте исполнения решения, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, в данном случае неприменимы; поэтому обращение решения к немедленному исполнению не является основанием для его отмены или изменения.

С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационных жалобе и представлении, - необоснованными.

Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора города Ухты и кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии города Ухты - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200