ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Гусарова М.В. Дело № 33-758/2011г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Перминовой Н.А., Ус Е.А. при секретаре Глобу Н.В. рассмотрела в судебном заседании 14 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе администрации МО ГП "Печора" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2010 года с учетом дополнительного решения Печорского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2010 года, по которому требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворены. Бездействие администрации МО ГП "Печора" в части неосуществления полномочий по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов признано незаконным. Администрация МО ГП "Печора" в срок до 01 июля 2011 года обязана ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории по ул. Островского, расположенную между Печорскими электросетями, РЭБ и АЗС (ООО ТК "ТерКом"). Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора к администрации МО МР "Печора" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории ..., расположенную между Печорскими электросетями, РЭБ и АЗС (ООО ТК "Терком") оставлены без удовлетворения. Дополнительным решением от 07 декабря 2010 года исковые требования Печорского природоохранного прокурора к администрации МО МР "Печора" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории по ул. Островского, расположенную между Печорскими электросетями, РЭБ и АЗС (ООО ТК "ТерКом") оставлены без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Логвинова Р.В., Сатдыбаева К.Ж., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО ГП "Печора" о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении полномочий по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов, и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории ул. Островского, г. Печоры, а именно: в срок до 30.09.2010 ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории по ул. Островского, расположенную между Печорскими электросетями, РЭБ и АЗС (ООО ТК "ТерКом"), указав, что в ходе проведенной проверки установлено несоблюдение ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. В судебном заседании Печорский природоохранный межрайонный прокурор поддержал исковые требования, уточнив срок исполнения - 01 июля 2010 года. Представители ответчика администрации МО ГП "Печора" Липин В.И., Ракитин А.Н. исковые требования не признали. Представители третьих лиц Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Печоре Сорокин А.В., Печорского городского комитета по охране окружающей среды Чиненова Л.И., ООО "ТерКом" Деркачева И.В. требования прокурора поддержали. Ответчик администрация МР "Печора", третьи лица Комитет по управлению муниципальной собственностью МР "Печора", Ухтинский межрайонный отдел государственного контроля, надзора и охраны ВБР Двинско-Печорского ТУ Росрыболовства, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили. Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ и вынес указанное выше решение. В кассационной жалобе администрация МО ГП "Печора" не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на наличие документов, подтверждающих проведение мероприятий по уборке бытовых и промышленных отходов; полагают, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; указывают на неразрешение судом вопроса в отношении соответчика по делу администрации МР "Печора". Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение и дополнительное суда подлежащими оставлению без изменения. Из материалов дела следует, что 06 мая 2010 года при комиссионном обследовании с участием помощника Печорского природоохранного межрайонного прокурора, специалиста ТО УФС по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Печоре, специалиста-эксперта Печорского городского комитета по охране окружающей среды Минприроры Республики Коми, государственного инспектора Ухтинского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР, в присутствии директора ООО "Топливная компания "ТерКом", заместителя руководителя администрации МО ГП "Печора" и заведующего сектором промышленности отдела по муниципальному хозяйству и промышленности администрации МО МР "Печора" территории по ул. Островского, расположенной между Печорскими электросетями, РЭБ и АЗС (ООО ТК "ТерКом"), выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью около 3 700 кв. метров, а именно: на указанной территории допущено складирование отходов производства и потребления: строительного мусора, в составе которого разрушенные железобетонные конструкции, кирпичная кладка, ржавого лома черных металлов, отработанных автомобильных покрышек, шпалы, пропитанной креозотом, твердых бытовых отходов, состоящих из использованных пластиковых бутылок, стеклянных бутылок, тетрапаков, ветоши, бумаги и фильтрация загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты, что подтверждается актом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Печоре от 06.05.2010. Распоряжением главы муниципального района руководителя администрации Торлопова В.А. от 29.05.2009 ... определено место складирования строительного мусора, смета с дорог, тротуаров, газонов в районе Печорского речного пароходства по ... Из экспертного заключения Печорского городского комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми от 11.05.2010 следует, что размещение отходов на территории, расположенной между Печорскими электросетями, РЭБ и АЗС (ООО "Топливная компания "ТерКом") происходит с нарушением природоохранного законодательства. Разрешая спорные правоотношения, суд правильно применил нормы материального права. В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" раскрыты основные понятия, используемые в данном Законе: отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В силу положений ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно пунктам 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 Санитарных Правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общего пользования, места отдыха. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены в Законе Республики Коми от 01.07.2010 № 77-РЗ "О некоторых вопросах в области обеспечения чистоты и порядка на территории Республики Коми". Уставом муниципального образования городского поселения "Печора", утвержденном решением Совета МО ГП "Печора" 04.04.2006 № 1-4/25, определено, что к вопросам местного значения города Печора относится организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора. Из акта, составленного заместителем руководителя администрации ГП "Печора" руководителем городского комитета по охране окружающей среды г. Печоры, помощником Печорского природоохранного межрайонного прокурора следует, что 16.06.2010 проведено обследование территории по ул. Н. Островского, расположенной между Печорскими электрическими сетями, РЭБ и АЗС (ООО "Топливная компания "ТерКом"). В ходе обследования установлено, что свалка от строительного мусора разровнена (куч нет), бытовой мусор и отходы от торговли отсутствуют. Однако, на момент разрешения спора судом достоверно установлено о наличии бытового мусора на территории по ул. Н. Островского, расположенной между Печорскими электрическими сетями, РЭБ и АЗС (ООО "Топливная компания "ТерКом"), что подтверждено показаниями участников процесса и отражено в протоколе судебного заседания от 15 сентября 2010 года. Установив указанные выше обстоятельства, суд правомерно в соответствии с приведенными нормами признал бездействие ответчика незаконным, обоснованно возложив на него обязанность по ликвидации несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов, поскольку организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора относится к компетенции администрации МО ГП "Печора". Дополнительным решением Печорского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2010 года исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора к администрации МО МР "Печора" оставлены без удовлетворения, в связи с чем, доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права в части неразрешения вопроса в отношении администрации МР "Печора" не являются основанием к отмене решения суда. Ссылка заявителя на документы, подтверждающие вывоз отходов на полигон ТБО (л.д.198,199,200), не может быть принята во внимание, поскольку указанные документы предоставлены после разрешения спора по существу, кроме того, судом установлено, что бытовой мусор вновь появился на месте свалки. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Печорского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2010 года и дополнительное решение от 07 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации МО ГП "Печора" - без удовлетворения. Председательствующий Судьи