признание бездействия незаконным



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Порохина О.Г. Дело №33-564/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Перминовой Н.А., Ус Е.А.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 07 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе филиала ОАО "Росжелдорснаб" Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Российские железные дороги" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 августа 2010 года, по которому исковые требования Печорского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" о признании бездействия незаконным, обязании разработать паспорт антитеррористической защищенности удовлетворены.

Признано незаконным бездействие ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" по непринятию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта транспорта - склада топлива станции Печора, расположенного по адресу: ...

Обязано ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" разработать и согласовать паспорт антитеррористической защищенности склада топлива станции Печора, расположенного по адресу: ...

Обязано ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" ограничить доступ посторонних лиц к объектам склада топлива станции Печора путем организации круглосуточной охраны склада топлива станции Печора, расположенного по адресу: ...

Обязано ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" ограничить доступ посторонних лиц к объектам склада топлива станции Печора путем установки ограждений вокруг объектов склада топлива станции Печора: склада масел базы топлива, здания насосной дизельного топлива, здания склада хранения смазки базы топлива, двух угольных кагатов для хранения угля (размером 5 м х75 м; 10м х75м), эстакады для слива нефтепродуктов, резервуарного парка для дизтоплива (два резервуара объемом 1000 м3 каждый), а также 12 подземных резервуаров для хранения масла и дизтоплива.

Взыскана с ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" государственная пошлина в доход муниципального района "Печора" в размере ....

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Калмычкова В.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Печорский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" с требованиями о признании бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по антитеррористической защищенности объектов транспорта, незаконным, обязании ответчика принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры: разработать паспорт антитеррористической защищенности склада топлива станции Печора и ограничить доступ посторонних лиц на склад топлива ст. Печора. В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика разработать паспорт антитеррористической защищенности склада топлива ст. Печора и ограничить доступ посторонних лиц на склад топлива путем установки ограждений объектов, расположенных на складе топлива и обеспечения круглосуточной охраны склада топлива ст. Печора.

Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц- Управления ФСБ по Республике Коми, Антитеррористической комиссии в Республике Коми, извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании прокурор на уточненных требованиях настаивал, представитель третьего лица - Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МР "Печора" МЧС России по Республике Коми требования прокурора поддержал.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права при разрешении дела, выводы суда в части установления ограждения на базе топлива считает необоснованными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, но уточнению в части обязания ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" ограничить доступ посторонних лиц к объектам склада топлива станции Печора путем установки ограждений вокруг объектов склада топлива станции Печора путем исключения данного указания из решения суда.

Из обстоятельств дела следует, что склад топлива станции Печора Ярославской дирекции материально-технического обеспечения СП "Росжелдорснаба" ОАО "РЖД" расположен по адресу: ... В состав склада топлива входят следующие сооружения: служебно-техническое здание базы топлива, склад масел базы топлива, здание насосной дизельного топлива, здание склада хранения смазки базы топлива, два угольных кагата для хранения угля (размером 5 м х75 м; 10м х75м), эстакада для слива нефтепродуктов, резервуарный парк для дизтоплива (два резервуара объемом 1000 м3 каждый), а также 12 подземных резервуаров для хранения масла и дизтоплива.

Разрешая заявленные прокурором требования о признании бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по антитеррористической защищенности объектов транспорта незаконным, обязании ответчика принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры: разработать паспорт антитеррористической защищенности склада топлива станции Печора и ограничить доступ посторонних лиц на склад топлива ст. Печора путем организации круглосуточной охраны, суд правильно применил нормы материального права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года "О транспортной безопасности" склад топлива ст. Печора является объектом транспортной инфраструктуры, требующим обеспечения транспортной безопасности.

В ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" дано определение акта незаконного вмешательства - это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 9 ФЗ "О транспортной безопасности" по результатам проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры разрабатываются планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Судом установлено, что ответчиком разработан паспорт безопасности опасного объекта-склада топлива ст. Печора и согласован с Главным управлением МЧС России по Республике Коми в 2007 году.

Согласно ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

Указом Президента РФ от 15.02.2006 года № 116 "О мерах по противодействию терроризму" для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений были образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации и был утвержден состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям.

Указом Главы Республики Коми от 05.09.2006 года № 110 "Об образовании Антитеррористической комиссии в Республике Коми" была образована Антитеррористическая комиссия в Республике Коми и утвержден ее состав. Также, на территории муниципального образования муниципального района "Печора" была создана Антитеррористическая комиссия в МО МР "Печора".

Решением Суженного заседания Правительства Республики Коми от 02.03.2009 года № 1с склад топлива ст. Печора был включен в Перечень военных, важных государственных объектов и объектов на коммуникациях, расположенных на территории Республики Коми.

Согласно Перечня минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан для критически важных, потенциально опасных объектов, объектов ЖКХ и жизнеобеспечения населения (утв. Решением Антитеррористической комиссии в Республике Коми - протокол № 2 от 28.06.2007 года) обязательно наличие охранно-режимных мер и инженерно-технических сооружений, обеспечивающих защиту от несанкционированного проникновения на объект посторонних лиц и транспортных средств, в т.ч. организация контрольно-пропускного и внутриобъектового режима с контролем пребывания и системой ограничения доступа; наличие паспорта безопасности; наличие паспорта антитеррористической защищенности.

Также, между ОАО "Российские железные дороги" в лице начальника Ярослаской дирекции материально-технического обеспечения - структурного подразделения Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" Борисова В.В. (заказчик) и ООО "Частное охранное предприятие "ДОН" (охрана) был заключен договор ДМТО-13 от 21.01.2010 год на охрану объектов ОАО "РЖД". Согласно данного договора охрана обязуется оказывать заказчику услуги по охране объектов заказчика, в том числе охрану склада топлива ст. Печора. При этом система охраны установлена следующим образом: в рабочие дни охрана осуществляется в течение 16 часов (ночью с 16.00 до 8.00 часов), в выходные дни- круглосуточно (24 часа).

Исходя из изложенного, суд обоснованно признал, что обеспечение безопасности объекта транспортной инфраструктуры - склада топлива ст. Печора - является комплексным мероприятием, включающим в себя в том числе, обеспечение антитеррористической защищенности. Обязанность по проведению мероприятий по обеспечению безопасности склада топлива вменена не только субъектам транспортной инфраструктуры, но и иным заинтересованным лицам, в том числе органам исполнительной власти Республики Коми в лице Антитеррористической комиссии Республики Коми и органам местного самоуправления в лице Антитеррористической комиссии муниципального образования МО МР "Печора".

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела паспорт антитеррористической защищенности склада топлива находится в разработке, суду представлен проект паспорта антитеррористической защищенности склада топлива ст. Печора, который направлен на согласование в соответствующий орган.

Из материалов дела также следует, что склад топлива ст. Печора расположен на обширной территории, здания склада топлива расположены на удаленном друг от друга расстоянии, "разбросаны" по территории, доступ к ним ограничен лишь запорными устройствами на дверях в здания. Охрана объектов склада топлива осуществляется ЧОП ..., но только в ночное время (в выходные дни -круглосуточно).

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что на момент рассмотрения дела антитеррористическая защищенность склада топлива ст. Печора в полной мере не обеспечена, паспорт антитеррористической защищенности не разработан. Непринятие мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов склада топлива ст. Печора может привести к негативным последствиям.

Вместе с тем, в мотивировочной части решения суда отсутствует нормативное обоснование необходимости и обоснованности установки ограждений вокруг объектов склада топлива станции Печора, вида и размера ограждений, соответствующих категории и уровню безопасности объекта. Судебная коллегия считает вывод суда об обязании ответчика по установлению ограждений вокруг объектов склада топлива станции Печора преждевременным, поскольку паспорт антитеррористической защищенности находится в стадии разработки, паспорт безопасности объекта склада не предусматривает наличие на объекте защитных сооружений в виде ограждений. Утвержденный в установленном порядке план безопасности опасного объекта, предусматривающий наличие ограждений, суду не представлен. По изложенным основаниям судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание об обязании ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" ограничить доступ посторонних лиц к объектам склада топлива станции Печора путем установки ограждений вокруг объектов склада топлива станции Печора: склада масел базы топлива, здания насосной дизельного топлива, здания склада хранения смазки базы топлива, двух угольных кагатов для хранения угля (размером 5 м х75 м; 10м х75м), эстакады для слива нефтепродуктов, резервуарного парка для дизтоплива (два резервуара объемом 1000 м3 каждый), а также 12 подземных резервуаров для хранения масла и дизтоплива.

При этом судебная коллегия учитывает, что ограничение доступа посторонних лиц к объектам склада топлива станции Печора будет обеспечено путем организации круглосуточной охраны склада топлива станции Печора, расположенного по адресу: ...

Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 августа 2010 года оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения суда указание об обязании ОАО "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения филиала ОАО "Росжелдорснаб" ограничить доступ посторонних лиц к объектам склада топлива станции Печора путем установки ограждений вокруг объектов склада топлива станции Печора: склада масел базы топлива, здания насосной дизельного топлива, здания склада хранения смазки базы топлива, двух угольных кагатов для хранения угля (размером 5 м х75 м; 10м х75м), эстакады для слива нефтепродуктов, резервуарного парка для дизтоплива (два резервуара объемом 1000 м3 каждый), а также 12 подземных резервуаров для хранения масла и дизтоплива.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200