признание права на получение ГЖС



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Шахтарова С.Н. Дело №33-649/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Перминовой Н.А., Ус Е.А.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 10 февраля 2010 года дело по кассационной жалобе представителя Ратиева В.В. - Пашиной Т.В. - на решение Печорского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2010 года, по которому в иске Ратиева В.В. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, администрации муниципального района "Печора" о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат отказано.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Ратиева В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ратиев В.В. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, администрации муниципального района "Печора" о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, указывая, что проходил службу в ОВД по г.Печоре с 11 августа 1980 года по 31 мая 1997 года. Выслуга лет по состоянию на 31 мая 1997 года составила в календарном исчислении 18 лет 11 месяцев 2 дня, в льготном исчислении - 23 года 7 месяцев 17 дней. Денежное довольствие в период прохождения службы получал из средств федерального бюджета. Он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района "Печора" и считает, что согласно п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы имеет право на участие в указанной подпрограмме. Письмом Минархстроя Республики Коми от 20.04.2010 года истцу сообщено, что он не имеет права на получение государственного жилищного сертификата, так как не определяется необходимый стаж службы, финансируемый за счет федерального бюджета.

В судебном заседании истец и его представитель адвокат Пашина Т.В. на иске настаивали.

Представитель ответчика администрации муниципального района "Печора" Гамлий О.С. иск не признала.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Российской Федерации Черепанова О.А. иск не поддержала.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Иванисик А.В. иск не поддержала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика Минархстроя Республики Коми. Из письменного отзыва ответчика следует, что он иск не признает.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель истца не согласна с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно истолковал нормы материального права при разрешении спора, не учел право истца на получение государственного жилищного сертификата по иным основаниям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из обстоятельств дела следует, что истец проходил службу в органах внутренних дел. Согласно выписке из приказа ОВД г.Печоры от 2 июня 1997 года № 97 л/с ... Ратиев В.В., ... отдела внутренних дел г.Печоры, с 1 июня 1997 года уволен по ст.58 пункту "З" Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на 31 мая 1997 года составила: в календарном исчислении 18 лет 11 месяцев 2 дня, в льготном исчислении 23 года 7 месяцев 17 дней.

Судом установлено, что на основании постановления главы муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория" от 5 марта 2002 года № 267 истец был поставлен на учет на получение жилья с 13.12.2001 года под № 2904 в общей очереди и под № 48 в льготной очереди как уволенный в запас офицер.

С 2004 года Ратиев В.В. является участником подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы", что подтверждается его заявлением от 6 декабря 2004 года (л.д.60 гражданского дела № 2-108/2010).

Распоряжением главы муниципального района "Печора" от 22 сентября 2008 года № 469-р истец исключен из списка граждан, состоящих на учете в администрации муниципального района "Печора" на получение жилого помещения по договору социального найма составом семьи четыре человека в связи с улучшением жилищных условий, со ссылкой на ст.56 Жилищного кодекса РФ.

Решением Печорского городского суда Республики Коми от 20 января 2009 года распоряжение главы муниципального района "Печора" - руководителя администрации от 22 сентября 2008 года № 469-р "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении отменено. Ратиев В.В. восстановлен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в администрации муниципального района "Печора".

Разрешая спор, суд исходил из следующего.

В Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998г. № 1054 (далее - Правила), устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства граждан и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, приобретенного (построенного) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.

Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 утверждена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года:

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно п.10 Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

По изложенным основаниям суд правильно признал, что при наличии прочих условий обязательным условием для участия в подпрограмме сотрудников органов внутренних дел, увольняемых со службы, и граждан, уволенных из органов внутренних дел, является увольнение со службы из органов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при наличии общей продолжительности службы в этих органах не менее 10 лет.

Судом установлено, что истец проходил службу в ОВД по г.Печоре: в должности ... с 11.08.1980г., в должности ... с 17.04.1981г., в должности ... с 04.02.1985г., в должности ... 01.11.1991г., в должности ... с 01.03.1994г., в должности ... с 01.03.1995г. (л.д.40-41).

Согласно ст.7 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, а милиция общественной безопасности согласно ст.9 указанного закона финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке, входят в состав милиции общественной безопасности.

Проверяя право истца на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета, суд пришел к выводу о том, что период службы Ратиева В.В., финансировавшийся за счет средств федерального бюджета, составляет 5 лет 11 месяцев, что менее требуемого по закону.

Судебная коллегия считает вывод суда ошибочным, исходя из следующего.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 01.11.1991г. по 31.05.1997г. истец проходил службу в должностях ...

Из справок от 05.04.2010г. и 09.09.2010г., представленных Информационным центром МВД по Республике Коми (л.д.42,74), следует, что финансирование указанных должностей осуществлялось за счет республиканского бюджета (с 01.11.1991г. по 31.05.1997г.). Эти обстоятельства подтверждаются также архивными выписками из организационно-штатных приказов МВД Коми АССР, МВД Коми ССР со сведениями о финансировании по занимаемым должностям в отношении Ратиева В.В. за счет средств республиканского бюджета.

Из справки Финансово-экономического управления МВД по Республике Коми (л.д.123,124) следует, что в Архиве МВД по РК отсутствует информация об источнике содержания Ратиева В.В. в 191-1995 годах.

Учитывая неполноту содержащихся в названных документах сведений об источниках финансирования периода работы истца в должностях в изоляторе временного содержания, суду необходимо было руководствоваться действовавшими в указанные периоды нормативными актами, регулирующими финансирование и материально-техническое обеспечение милиции общественной безопасности.

Таковым является Указ Президента Российской Федерации "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" №209 от 12 февраля 1993 года, которым утвержден Перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Как следует из данного Перечня (Приложение №2), изоляторы временного содержания отнесены к подразделениям милиции, содержащихся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд ошибочно признал, что периоды службы истца в изоляторе временного содержания финансировались за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Из названных выше справок от 05.04.2010г. и 09.09.2010г., представленных Информационным центром МВД по Республике Коми, архивных выписок из организационно-штатных приказов МВД Коми АССР, МВД Коми ССР со сведениями о финансировании за счет средств республиканского бюджета по занимаемым должностям в отношении Ратиева В.В. следует, что должности истца в указанный период финансировались из республиканского бюджета, но конкретно какого республиканского бюджета - Российской Федерации или Республики Коми - в указанных документах не содержится.

Поскольку Указом Президента Российской Федерации "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" №209 от 12 февраля 1993 года предусмотрен источник финансирования штатных должностей, которые занимал истец в изоляторе временного содержания, за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, суду следовало учесть периоды службы истца, начиная с февраля 1993 года (вступление Указа №209 в силу) до его увольнения при исчислении периодов службы, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

Таким образом, суммарная продолжительность службы истца в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, составляет свыше 10 лет (5 лет 11 мес. + 4 года 3 мес.).

Соответственно, у истца определяется право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153.

По изложенным основаниям решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение, поскольку истец претендует на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи 4 человека, в связи с чем суду следует привлечь к участию в деле членов семьи истца в качестве третьих лиц для выяснения их мнения по делу, поскольку выделение жилищного сертификата связано с определенными обязательствами лиц, желающих участвовать в данной подпрограмме.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200