отмена решения ТИК



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Бородулина М.В. Дело №33-1298/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Глушкова М.В., Юдина А.В.

при секретаре Воронцовой Н.Н.

рассмотрела в судебном заседании 4 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Менникова В.Е. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 24 февраля 2011 года, по которому заявление Печорского местного отделения Коми регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в лице заместителя Секретаря Политсовета Менникова В.Е. о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии города Печоры от 27 января 2011 года по заверению списка кандидатов в депутаты Совета МР "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми, о признании незаконным Постановления ТИК г. Печоры от 27 января 2011 года по заверению Списков кандидатов в депутаты МР "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми, оставлено без удовлетворения.

Заявление Печорского местного отделения Коми регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в лице заместителя Секретаря Политсовета Менникова В.Е. о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии города Печоры от 6 февраля 2011 года по регистрации кандидатов в депутаты Совета МР "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми, о признании незаконным Постановлений ТИК г. Печоры от 6 февраля 2011 года по регистрации кандидатов в депутаты МР "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми, оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Печорское местное отделение Коми регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в лице заместителя Секретаря местного политического совета Менникова В.Е. обратилось в суд с заявлением о:

- признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии города Печоры по заверению списков кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми;

- признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии города Печоры по заверению списков кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми:

- признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии по регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми;

-о признании незаконными решений Территориальной избирательной комиссии города Печоры по регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми.

В обоснование требований заявитель указал, что27 января 2011 года в ТИК города Печоры обратилось местное отделение политической партии "Справедливая Россия" с намерением осуществить непосредственное выдвижение кандидатов в депутаты Совета МР "Печора" по многомандатным избирательным округам, а также на должность главы муниципального района "Печора", представив соответствующие документы.

27 января 2011 года ТИК г. Печоры приняла решение о заверении списка кандидатов, представленных МО ПП "Справедливая Россия".

По мнению заявителя, при принятии решения о заверении списка кандидатов были нарушены нормы действующего законодательства в области избирательного права. Список кандидатов от избирательного объединения МО ПП "Справедливая Россия" в ТИК города Печоры не представлялся. Решение Совета местного отделения ВПП "Справедливая Россия" в городе Печоре РК о выдвижении кандидатов в депутаты Совета МР "Печора" пятого созыва содержит не все реквизиты документа, а именно подпись руководителя структурного подразделения политической партии отсутствует. При заверении списка ТИК г. Печоры не указало МО ПП "Справедливая Россия" на необходимость согласования списка кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, с соответствующим органом политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии. Согласование кандидатов с региональным органом партии не осуществлялось.

В судебном заседании представители заявителя Менников В.Е. и Ильин А.С. требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ТИК г.Печоры Данилевич С.С. требования не признал.

Представители заинтересованного лица местного отделения Политической партии "Справедливая Россия в городе Печоре" Коньков Г.К. и Клюшев В.А. требования не поддержали.

Заинтересованное лицо Мартынова Л.Н. требования заявителя также не поддержала.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе Менников В.Е. не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению, не учел нарушения, допущенные ТИК г.Печора и заинтересованной стороной при заверении списков, формы их устранения и представлении списков, сдачу документов в нарушение установленного срока в три дня и заявление ТИК о допущенных нарушениях также с опозданием срока.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002года №67-ФЗ (ред. от 28.12.2010 года) "Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях. Собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 35 №67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

д) нотариально удостоверенную копию устава политической партии, иного общественного объединения. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.

Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заверенной уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, предусмотренной подпунктом "б" пункта 14.1 настоящей статьи, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

В соответствии с пунктом 14.4 стати 35 №67-ФЗ список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) (п. 14.4 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 133-ФЗ).

В Республике Коми действует Закон Республики Коми "О выборах и референдумах в Республике Коми" от 27 сентября 2010 года №88-РЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона РК "О выборах и референдумах в Республике Коми непосредственное выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам осуществляется списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам).

Пункт 4 статьи 34 Закона РК предусматривает, что в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в организующую выборы избирательную комиссию представляются:

1) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

2) заверенные уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;

3) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

5) нотариально удостоверенная копия устава политической партии, иного общественного объединения;

6) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

7) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 34 РК организующая выборы избирательная комиссия в течение 3 дней со дня приема документов, указанных в части 4 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.

Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 7 части 4 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом. Отсутствие заверенной уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

Пунктом 6 статьи 34 РК предусмотрено, что решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляют в соответствии с частью 5 статьи 32 настоящего Закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в частях 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона.

Согласно п.7 указанного Закона список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Судом установлено, что местное отделение политической партии "Справедливая Россия" 27 января 2011 года представило в ТИК города Печоры Решение Совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" от 10 января 2011 года №6.4 о согласовании списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования муниципального района "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам и кандидата на должность главы муниципального образования муниципального района "Печора" от 10 января 2011 года №6.4(л.д.20). Указанное решение было подписано Председателем Совета регионального отделения ПП "Справедливая Россия" в Республике Коми Скоробогатовой В.И. В решении дано согласие на выдвижение списка кандидатов (Приложение №1) и кандидата на должность главы муниципального образования МР "Печора" (Приложение №2). Указано, что Приложения №1 и №2 являются неотъемлемой частью вышеуказанного решения, однако подпись Скоробогатовой В.И. в них отсутствует. В то же время в Приложениях имеется прямая ссылка на решение Совета регионального отделения ПП "Справедливая Россия" в РК от 10 января 2011 года №6.4.

В комплекте документов уполномоченным представителем Коньковым Г.К. в ТИК г. Печоры кроме вышеуказанного Списка регионального отделения предъявлены 2 списка кандидатов, как того требует действующее законодательство. Никаких противоречий, расхождений по всем трем спискам не выявлено. Списки тождественные, выполненные в книжном и альбомном варианте на компьютере. Доводы стороны заявителя о том, что Приложения №1 и №2, поскольку они не подписаны, могут быть изменены недобросовестной стороной в будущем, суд признал необоснованными, указав, что они не подтверждены материалами гражданского дела.

Список кандидатов от местного отделения ПП "Справедливая Россия" был оформлен в виде Решения от 20 января 2011 года №2. В указанном документе перечислены кандидаты от местного отделения ПП "Справедливая Россия". Судом установлено, что уполномоченным представителем избирательного объединения местное отделение ПП "Справедливая Россия" Коньковым Г.К. в ТИК г. Печоры 27 января 2011 года было одновременно представлено 2 экземпляра указанного решения: первый экземпляр - для возврата с отметкой о принятии (л.д.16-19), который подлежал возврату Конькову Г.К., однако остался в работе ТИК г. Печоры ; второй экземпляр - заверен ТИК г. Печоры (л.д.49-51), но остался на руках Конькова Г.К.; третий экземпляр (л.д.54-56) предъявлен в ТИК города Печоры дополнительно 4 февраля 2011 года после того, как представитель ТИК предложил устранить недостатки по оформлению списков в порядке п.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ (л.д.54-56).

Оценивая действия ТИК г. Печоры по приему списков кандидатов 27 января 2011 года от уполномоченного Конькова Г.К., суд признал, что была допущена техническая ошибка при приеме документов. Экземпляр решения от 20 января 2011 года, предназначенный для ТИК г. Печоры, остался на руках уполномоченного Конькова, а экземпляр, предназначенный для уполномоченного Конькова Г.К., остался в ТИК г. Печоры. Допущенное нарушение было устранено по предложению представителя ТИК г.Печоры, 4 февраля 2011 года был предъявлен список, оформленный в виде Решения от 20 января 2011 года №2, подписанный уполномоченным Коньковым Г.К., список пронумерован, прошнурован. 06 февраля 2011 года кандидаты, представленные в депутаты Совета муниципального района "Печора" от ПП "Справедливая Россия", были зарегистрированы Территориальной избирательной комиссией города Печоры.

Учитывая, что в ТИК г.Печоры 27.01.2011 года были представлены списки кандидатов (регионального отделения и местного отделения ПП "Справедливая Россия"), Решение Совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" от 10 января 2011 года №6.4 о согласовании списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования муниципального района "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам и кандидата на должность главы муниципального образования муниципального района "Печора" от 10 января 2011 года №6.4, оформленное надлежащим образом, достоверность списков и персональный состав установлены судом, никаких противоречий, расхождений по всем трем спискам не выявлено, факт устранения недостатков по представлению списка местным отделением ПП "Справедливая Россия" 04 февраля 2011 года по предложению ТИК г.Печора, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии города Печоры от 27 января 2011 года по заверению списка кандидатов в депутаты Совета МР "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми, и о признании незаконным Постановления ТИК г. Печоры от 27 января 2011 года по заверению списков кандидатов в депутаты МР "Печора" пятого созыва по многомандатным избирательным округам, представленных местным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре Республики Коми.

Разрешая заявленные требования в остальной части, судом установлено, что Коньков Г.К. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета МР "Печора" пятого созыва по Привокзальному многомандатному округу №1 постановлением ТИК г. Печоры №10/44 от 6 февраля 2011 года; Клюшев В.А. и Рудакова М.А. зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Совета МР "Печора" пятого созыва по Грэсовскому многомандатному избирательному округу №2-постановление ТИК №10/45 от 6 февраля 2011 года; Чиков П.А. и Паш В.М. -по Центральному многомандатному избирательному округу №3 -постановление ТИК г. Печоры №10/46 от 6 февраля 2011 года; Смагин В.А. и Кузнецов Д.А.- по Ленинградскому многомандатному избирательному округу №4 -постановление ТИК №10/47 от 6 февраля 2011 года; Мартынова Л.Н. - по Сосновоборскому многомандатному избирательному округу №5-постановление ТИК г. Печоры №10/48 от 6 февраля 2011 года; Тарабонда Л.М.- по Левобережному многомандатному избирательному округу №6 -постановление ТИК г. Печоры №10/49 от 6 февраля 2011 года.

Нарушений при регистрации указанных кандидатов 06 февраля 2011 года судом не установлено.

Довод жалобы о том, что устное предупреждение об устранении допущенного нарушения при представлении списка не предусмотрено действующим законодательством, не может быть принят во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку предупреждение было фактически правильно воспринято местным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в городе Печоре, которое не потребовало в рассматриваемом случае представления ТИК надлежащего извещения. Предупреждение об исправлении недостатков в оформлении документов было сделано ТИК г.Печоры в установленный Законом срок.

Доводы жалобы о том, что документы на проверку заинтересованная сторона сдала 27.01.2011 года в нарушение установленного срока в три дня, отведенных законодательством для проверки перед заверением документов, ТИК г.Печора только 03.02.2011 года заявила о выявленных нарушениях, не могут быть признаны достаточным основанием для отмены решения суда, поскольку не предусмотрены вышеприведенными нормами Федерального закона от 12.06.2002года №67-ФЗ (ред. от 28.12.2010 года) "Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме Российской Федерации" и Закона Республики Коми "О выборах и референдумах в Республике Коми" от 27 сентября 2010 года №88-РЗ в качестве таковых.

Довод жалобы о подмене судом понятий, а именно вместо оспариваемого понятия заверение списка предметом разбирательства стало понятие регистрация кандидата, не может быть признан состоятельным, опровергается материалами дела, в том числе протоколом судебного заседания и текстом решения суда.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 24 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу В.Е. Менникова - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200