жилищные субсидии



Судья Мащенко Т.С. Дело № 33-949/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 21 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда от 28 октября 2010 года, которым

Признано право Гинтер С.Г. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией Государственного предприятия "Шахта "Юнь-Яга" с учетом стажа работы в угольной отрасли.

Обязана Администрация МО ГО "Воркута" включить Гинтер С.Г. в списки лиц для приобретения (строительства) жилья за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией Государственного предприятия "Шахта "Юнь-Яга" с учетом стажа работы в угольной отрасли.

Обязано Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию МО ГО "Воркута" предоставить Гинтер С.Г. в порядке очередности жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Гинтер С.Г. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО "Воркута", Министерству энергетики Российской Федерации, в котором просил признать право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Государственного предприятия "Шахта "Юнь-Яга", обязать выделить жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера, предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья по новому месту жительства как бывшему работнику ликвидированной шахты "Юнь-Яга". В обоснование требований указал, что с 20 сентября 1982 года работает в структуре ОАО "Воркутауголь". На данный момент его трудовой стаж в угольной отрасли составляет более 30 лет. 04.08.1996 с истцом расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия по п.1 ст.33 КЗоТ РФ. Жилья в других регионах РФ не имеет, в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты "Юнь-Яга" не включен.

Истец, представители администрации МО ГО "Воркута", Министерства энергетики РФ, третьего лица ГУ "Соцуголь", третьего лица ОАО "Воркутауголь", извещенные надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали. Истец, представители администрации МО ГО "Воркута" и третьего лица ОАО "Воркутауголь" просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании поддержал иск по изложенным в заявлении основаниям.

В кассационной жалобе представитель Министерства энергетики РФ просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Гинтер С.Г., ... года рождения, принят 07.04.1983 на шахту "Юнь-Яга" производственного объединения "Воркутауголь" ... на период производственной практики на основании приказа № ... от 07.04.1983; 11.06.1983 уволен по окончанию производственной практики на основании приказа № ... от 11.06.1983; 12.06.1983 принят на шахту "Юнь-Яга" производственного объединения "Воркутауголь" ... на основании приказа № ... от 11.06.1983; 04.08.1996 трудовой договор расторгнут по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия. На момент увольнения истец не достиг пенсионного возраста, стаж работы в угольной отрасли составлял 13 лет 3 месяца 27 дней, что подтверждается копией трудовой книжки.

На основании Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 №..., приказа Минтопэнерго РФ № ... от 19.04.1996, приказа Российской угольной компании "Росуголь" № ... от 30.04.1996 Государственное предприятие шахта "Юнь-Яга" было ликвидировано, 28 июня 2005 года исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

В целях обеспечения социальной защиты было разработано Положение о порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты "Юнь-Яга" объединения "Воркутауголь" в связи с ее ликвидацией, которое было принято на общем собрании шахты "Юнь-Яга" 12.05.1996 и согласовано с главой администрации г.Воркуты, профсоюзными организациями и директором по соц.развитию и кадрам ПО "Воркутауголь".

Принимая во внимание то обстоятельство, что истец не имеет жилья за пределами районов Крайнего Севера, ранее социальную выплату для приобретения жилья за пределами г. Воркуты за счет средств федерального бюджета не получал, его стаж работы в угольной отрасли составил более 10 лет, уволен в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера до 01.01.2005, следовательно, он имеет право на получение жилищной субсидии. Наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой шахты "Юнь-Яга" не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным законом основаниям.

Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…" статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставлением социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ "Соцуголь" заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделении органу местного самоуправления (МО "Город Воркута") денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.

Процесс исполнения судебного решения является отдельной стадией судопроизводства, регулируемой соответствующими правовыми нормами. Разрешение данных вопросов в кассационном порядке преждевременно.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда от 28 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200