жилищная субсидия



Судья Круковская А.В. Дело № 33-1373/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф. и Ивановой Е.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 14 марта 2011 года

дело по кассационным жалобам Министерства энергетики Российской Федерации, Администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2010 года, по которому

признано право Глушковой И.Г., ДД.ММ.ГГГГ, уроженки ..., на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Комбината «Печоршахтострой»;

возложена обязанность на Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Глушковой И.Г. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера.

возложена обязанность на Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Глушковой И.Г. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в порядке очередности, исходя из продолжительности трудового стажа.

Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А

Глушкова И.Г. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Комбината «Печоршахтострой», об обязании Министерства энергетики выделить жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства, об обязании администрации МО ГО «Воркута» предоставить жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли. В обоснование иска указала, что на момент увольнения её трудовой стаж работы на предприятия угольной отрасли составлял более 10 лет, что дает ей право на получение жилищной субсидии.

Истец и его представитель исковые требования поддержала. Ответчики в судебном заседании участия не принимали, в письменных отзывах на исковое заявление требования истца не признали.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ, Администрация МО ГО «Воркута» с решением суда не согласились и просили его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, и неверно применены нормы материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что Глушкова И.Г. в период с 01.12.1980 по 03.04.1981 работала в Шахтостроительном управлении №1 Комбината «Печоршахтострой», в период с 10.08.1981 по 06.07.1987, с 26.10.1987 по 04.11.1989, с 26.11.1992 по 28.02.1997 в Шахтостроительном управлении №4 Комбината «Печоршахтострой». 03.03.1997 принята в Комбинат «Печоршахтострой», 30.09.2000 уволена по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия. На момент увольнения стаж работы в угольной отрасли 16 лет 01 месяц 10 дней.

На основании распоряжения Правительства РФ от 06.10.1999 №1612-р принято решение о ликвидации государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой» и входящих в его состав дочерних предприятий. Запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией ГУП «Печоршахтострой» внесена в ЕГРЮЛ 24.04.2006. Истец не включена в список высвобожденных работников ликвидируемого предприятия ГУП «Печоршахтострой», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г. Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.

Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона №81-ФЗ от 20.06.1996 «О государственном регулировании в области добычи и использования угля об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее десяти лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей l ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» №125-ФЗ от 25.10.2002г. жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и при­равненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 кален­дарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Федеральным законом №123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов...» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно органи­зациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Таким образом, нормативные акты, регулирующие правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретения жилья за пределами г.Воркуты в рамках реализации программ местного развития мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривают, что жилищная субсидия предоставляется высвобождаемым работникам организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией предприятия при наличии определённого стажа.

Учитывая, что Глушкова И.Г. уволена в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, до 01.01.2005г., необходимый стаж работы в угольной отрасли на момент увольнения составил более 10 лет, не имеет жилья за пределами г.Воркуты, суд пришел к правильному выводу о наличии права Глушковой И.Г. на получение жилищной субсидии и удовлетворил исковые требования.

Довод жалобы о том, что истец не обращалась с заявлением о включении в очередь на переселение из РКС правового значения не имеет, поскольку получение жилищной субсидии законодателем ставится в зависимость от наличия либо отсутствия определенных условий: высвобождение работника до 01.01.2005, наличие стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, проживания гражданина в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях) и отсутствия у него жилья за пределами районов Крайнего Севера. Указанные требования истцом соблюдены.

Довод кассационной жалобы о незаконности решения суда в части возложения обязанности по предоставлению жилищной субсидии на Министерство энергетики РФ не может быть принят во внимание, поскольку, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008 года, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.

Таким образом, для того, чтобы МО ГО «Воркута» выделило субсидию истцу, за счёт средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделении этому органу местного самоуправления денежных средств.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства энергетики Российской Федерации, Администрации МО ГО «Воркута» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200