О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего: Кореневой И.В., судей: Глушкова М.В., Харманюк Н.В., при секретаре Ватамановой Л.А., рассмотрела в судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 28 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Тихонова А.А. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 января 2011 года, по которому в удовлетворении исковых требований Тихонова А.А. к МУП «Ухтаспецавтодор», МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта», ООО «Ремонт и Услуги» о возложении обязанностей по возврату автомашины отказано Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения Тихонова А.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Тихонов А.А. обратился в суд с иском к МУП «Ухтаспецавтодор» о возложении обязанности по возврату автомашины. Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве ответчиков МУ «УЖКХ» Администрации МОГО «Ухта», ООО «Ремонт и Услуги». В судебном заседании истец исковые требования поддержал. Ответчики иск не признали. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Тихонов А.А. с решением суда не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает. Материалами дела установлено, что 08 сентября 2010 г. автомобиль ..., принадлежащий Тихонову А.А., в присутствии понятых Л., С. эвакуирован со двора д. ... согласно списку разукомплектованного и брошенного автотранспорта на дворовых территориях МОГО «Ухта», передан для эвакуации ... МУП «Ухтаспецавтодор» ..., о чем ... составлен акт постановки транспортного средства на охраняемую стоянку. Согласно акту, автомашина истца находилась в неисправном состоянии с большим количеством повреждений кузова и других частей автомашины, ее самостоятельное ("своим ходом") передвижение не возможно. Данные обстоятельства истцом не оспаривались. 21.05.2008 г. руководителем Администрации МО ГО «Ухта» издано Постановление №1021 от 21.05.2008 г. «Об освобождении территорий МОГО «Ухта» от длительно хранящегося, разукомплектованного и брошенного автотранспорта, а также легкового, грузового автотранспорта, паркующихся в местах размещения источников пожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, водоемов). П.3 данного постановления предписывает МУ "УЖКХ" администрации МОГО "Ухта" совместно с представителями Государственного пожарного надзора г. Ухты, ГИБДД УВД по г. Ухте, организацией, оказывающей услуги по эвакуации автотранспорта (на основании муниципального контракта в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления), представителями Управляющих компаний, ЖСК, ТСЖ (в зависимости от нахождения автотранспортного средства) организовать вывоз длительно хранящегося, разукомплектованного и брошенного автотранспорта, а также автотранспорта, паркующегося у источников пожарного водоснабжения, мешающего свободному проезду пожарной техники, на охраняемую платную муниципальную стоянку МУП "Ухтаспецавтодор", расположенную ... в г. Ухте... В соответствии с утвержденным указанным постановлением Положением о порядке принудительной эвакуации длительно хранящегося, разукомплектованного и брошенного автотранспорта, а также легкового и грузового автотранспорта, паркующегося в местах размещения источников пожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоемы) на территории МОГО "Ухта", подлежащего принудительной эвакуации (утилизации) на охраняемую платную муниципальную стоянку, хранение автотранспорта (как грузовых, так и легковых) во дворах жилых домов и на общегородских территориях на не отведенных для этих целей местах, запрещено. Автотранспорт, которым владелец не пользуется длительное время (1 месяц и более), подлежит принудительной эвакуации с дворовых и общегородских территорий. Во исполнение п.2 данного постановления, между МУП "Ухтаспецавтодор" и МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МОГО "Ухта" заключен договор ... на оказание услуг по принудительной эвакуации длительно хранящегося, разукомплектованного и брошенного автотранспорта, а также легкового и грузового автотранспорта, паркующегося в местах размещения источников пожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоемы) на территории МОГО "Ухта". Согласно условиям вышеуказанного договора (пункты 1.1, 4.1.1, 4.2.2, 4.2.3 и 4.2.4) МУП "Ухтаспецавтодор" приняло на себя обязательства по заданию МУ «УЖКХ» и на основании представленного последним перечня (списка) длительно хранящегося, разукомплектованного и брошенного автотранспорта производить принудительную эвакуацию данного автотранспорта с последующей передачей на хранение на муниципальную стоянку, расположенную в г. Ухте .... Письмом .... МУ «УЖКХ» во исполнение постановления руководителя администрации МОГО "Ухта" № 1021 от 21.05.2008 г. и условий договора ... поручило МУП "Ухтаспецавтодор" совместно с ГИБДД УВД г. Ухты организовать с 26 июля 2010 г. эвакуацию длительно хранящегося, брошенного и разукомплектованного автотранспорта согласно приложенному к письму списку, в том числе, и автомашину ..., принадлежащую истцу. 08 сентября 2010 г. МУП "Ухтаспецавтодор" эвакуировало транспортное средство истца от д...., о чем впоследствии был составлен акт ... на оказание услуг по принудительной эвакуации длительно хранящегося, разукомплектованного и брошенного автотранспорта за период с 01 по 31 октября 2010 г. и акт приема - передачи автотранспортного средства на хранение ...., подписанные представителями МУП "Ухтаспецавтодор" и МУ «УЖКХ». Указанным мероприятиям предшествовали мероприятия по извещению владельца транспортного средства о необходимости добровольной эвакуации автомобиля. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно положениям ст. 16 Федерального закона от 0-6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.10 Устава МОГО «Ухта», к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Коми, за счет доходов местных бюджетов. Будучи принятым в целях улучшения внешнего благоустройства, обеспечения свободного подъезда к источникам пожарного водоснабжения на территориях жилого и общего пользования, расположенных на территории МО ГО «Ухта», запрещения стоянки и хранения легкового и грузового транспорта и другой техники на не отведенных для стоянки местах, правовой акт Администрации МО ГО «Ухта» от 21.05.2008 года регламентирует вопросы, относящиеся к ведению города, и глава Администрации вправе принимать по данным вопросам соответствующее решение. На момент вынесения судом решения данное Постановление не отменено, не оспорено, продолжает действовать, его незаконность в установленном законом порядке не установлена. Суд, оценив обстоятельства дела в их совокупности с учетом приведенных выше правовых норм, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Тихоновым А.А. требований, поскольку установил, что автомобиль истца являлся длительно хранящимся, порядок его эвакуации, установленный нормативными актами МО ГО «Ухта» был соблюден, решение об эвакуации данного транспортного было принято в полном соответствии с требованиями действующих нормативных актов, регулирующих правоотношения спорящих сторон. Оснований для признания выводов суда неверными не имеется, так как они объективно подтверждены исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка. Судом первой инстанции был разрешен спор исходя из заявленных требований на основании исследования и оценки представленных сторонами доводов и доказательств. Доводов, связанных с оплатой услуг по перевозке транспортного средства и его хранению на платной автомобильной стоянке МУП «Ухтаспецавтодор», как основание для признания действий ответчика по не возврату транспортного средства незаконными, в суде первой инстанции при рассмотрении дела по существу заявителем не приводилось. Также не усматривается, что заявитель в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнял заявленные требования, изменял основание или предмет иска. Исходя из того, что полномочия суда кассационной инстанции на проверку судебных актов нижестоящих инстанций осуществляются в тех пределах, которые установлены гражданским процессуальным законодательством, незаявленные в суде первой инстанции требования вышестоящими судами не могут быть рассмотрены по существу. Данное обстоятельство не ограничивает права истца на обращение за судебной защитой нарушенного, по его мнению права, по иным основаниям. Ссылка истца на то обстоятельство, что действиями ответчиков было нарушено, охраняемое законом и Конституцией РФ, его право частной собственности на данное автотранспортное средство, правомерно отклонена судом первой инстанции. В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Пункт 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, в том числе, в целях защиты прав и законных интересов других лиц. В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Статья 10 ГК РФ предусматривает, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Следовательно, эвакуацией транспортного средства при установлении указанных выше обстоятельств права собственника не нарушаются, а лишь ограничиваются, при этом отчуждение его имущества не происходит. В данном случае никаких препятствий в реализации права Тихонова А.А., как собственника транспортного средства, пользоваться своим имуществом не имеется. Ссылка лица, подавшего жалобу, на неприменение судом нормы права, подлежащей применению / ст.886,887 Гражданского кодекса Российской Федерации/ ошибочна. К спорным отношениям названная норма не применима. В данном случае транспортное средство эвакуировано в принудительном порядке, при котором заключение с автовладельцем или пользователем транспортного средства договора хранения не требуется. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст.362 ГПК РФ основания для их отмены либо изменения. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тихонова А.А.- без удовлетворения. Председательствующий Судьи:Судья: Чурина О.Н. Дело № 33-1127/11