Судья: Пластинин И.В. Дело № 33- 957/11 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего: Белова Н.Е., судей: Перминовой Н.А., Харманюк Н.В., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в судебном заседании 21 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства, архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2010 года, по которому признано право Королькова О.А. на получение государственного жилищного сертификата как члена семьи умершей К.. Признан незаконным отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении Королькову О.А. государственного жилищного сертификата в 2009 году. На Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми возложена обязанность через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выдать Королькову О.А. государственный жилищный сертификат, взамен государственного жилищного сертификата, выданного на имя умершей К.. Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми- Ващенковой К.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Корольков О.А. обратился в суд с иском к ответчикам о признании его права, как члена семьи К., на получение государственного жилищного сертификата, о признании незаконным отказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2009 году, выданного на К.., о возложении обязанности на Администрацию МО ГО «Воркута» и Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить ему сертификат 2009 года выпуска на К.., как члену семьи К. В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме. Ответчики иск не признали, представив письменные отзывы по существу иска. Определением суда от 12 ноября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», которое участия в судебном заседании не принимало. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Ком с решением суда не согласно, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене. Как установлено материалами дела, К. была включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 год по Республике Коми по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «...» под номером ... с датой постановки на учет .... ... К. обратилась в Администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указывая на то, что относится к категории ... и состоит в очереди с .... В заявлении указала, что в настоящее время она и члены её семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Заявлением от ... просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в г. N. составом семьи из двух человек. Как следует из копии свидетельства о смерти ..., К. умерла .... Из-за отсутствии информации о смерти К. Минархстрой Республики Коми ... оформил сертификат выпуска 2009 года на имя К. на сумму ... рублей на состав семьи 2 человека: К. и Корольков О.А.. Разрешая спор и удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, сославшись на нормы п.п.46,36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, которые предусматривают возможность замены сертификата в случае смерти владельца сертификата члену его семьи, пришел к выводу, что Корольков О.А., являясь членом семьи умершей К.- владельца сертификата, имеет право на получение государственного жилищного сертификата взамен государственного жилищного сертификата, выданного на имя умершей К., в связи с чем, по мнению суда, отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении Королькову О.А. государственного жилищного сертификата в 2009 году, является незаконным. Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции в связи со следующим. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. ... Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются. Согласно статье 5 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно пункту 5 подпункта «з» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет; граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы. Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879. В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья. Согласно п.20 данного Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780). Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780). В подпункте з) пункта 21 Положения определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти. При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа. В соответствии с пунктами 2 - 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Он не является ценной бумагой. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. В соответствии с п. 4 Правил срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи. Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов. Как следует из материалов дела, К. умерла ..., сертификат на имя К. Минархстроем Республики Коми был выдан .... Таким образом, на момент своей смерти К. владельцем сертификата не являлась. Как усматривается из материалов дела, государственный жилищный сертификат ... не был включен в реестр выданных государственных жилищных сертификатов выпуска 2009 года, исполнение по нему не производилось. С учетом изложенных обстоятельств ссылка суда первой инстанции на п.46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов является несостоятельной, в указанном пункте определено, что заявление о замене сертификата вправе подать или сам владелец сертификата или в случае смерти владельца сертификата член его семьи. Поскольку К.. на момент своей смерти владельцем сертификата не являлась, соответственно Корольков О.А. не приобрел субъективного права на обращение в соответствующие органы с заявлением о его замене по указанным основаниям. Наряду с этим, нормы законодательства, регулирующего порядок и условия постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов, не предусматривают возможность перевода очереди на получение жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с одного члена семьи на другого с даты первоначальной постановки на учет лица, претендующего на предоставление жилищной субсидии по иной категории, т.к. неразрывно связан с личностью гражданина, обратившегося за получением социальной выплаты для приобретения жилья, а также теми специфическими условиями, на основании которых, гражданин был поставлен в очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья, по определенным категориям. В общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат /жилищных субсидий/ для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сформированные по пяти очередям, установленным Федеральным законом, по состоянию на 01.01.2009 года была включена К. по категории «...» с датой постановки на учет .... В сводный список граждан-участников подпрграммы также была включена К. под номером ... с датой постановки на учет ... Корольков О.А. к данной категории граждан не относится.... Изложенное свидетельствует о том, что у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным отказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении Королькову О.А. государственного жилищного сертификата в 2009 году и возложения обязанности на ответчика выдать ему государственный жилищный сертификат взамен государственного жилищного сертификата, выданного на имя умершей К.. Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе Королькову О.А. в иске к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Администрации МО ГО «Воркута» о признании права на получение государственного жилищного сертификата, как члену семьи умершей К., признании незаконным отказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении Королькову О.А. государственного жилищного сертификата в 2009 году, возложении обязанности на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выдать Королькову О.А. государственный жилищный сертификат взамен государственного жилищного сертификата, выданного на имя умершей К.. Руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2010 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать Королькову О.А. в иске к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Администрации МО ГО «Воркута» о признании права на получение государственного жилищного сертификата, как члену семьи умершей К., признании незаконным отказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении Королькову О.А. государственного жилищного сертификата в 2009 году, возложении обязанности на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выдать Королькову О.А. государственный жилищный сертификат взамен государственного жилищного сертификата, выданного на имя умершей К.. Председательствующий: Судьи: