Судья: Попова Т.А. Дело № 33-985/11 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Белова Н.Е., судей Перминовой Н.А., Харманюк Н.В., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в судебном заседании 21 февраля 2011 года дело по кассационным жалобам Управления Федерального казначейства по Республике Коми и Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2010 года, по которому Признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РК Мурадхановой Ю.О. по предоставлению Князеву Ю.А. полного, всестороннего, объективного и по существу ответа на его обращение от 30 июля 2010 года Обязан судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РК Мурадханову Ю.О. предоставить Князеву Ю.А. полный, всесторонний, объективный и по существу ответ на его обращение от 30 июля 2010 года. Взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Князева Ю.А. компенсация морального вреда в размере ..., возврат госпошлины в размере .... Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения Князева Ю.А., представителя УФССП по РК Сурниной Т.А.,судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Князев Ю.А. обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Мурадхановой Ю.О., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным бездействия по предоставлению полного, всестороннего, объективного и по существу ответа на его обращение от 30 июля 2010 года, обязании предоставить ответ, взыскании компенсации морального вреда. В судебном заседании Князев Ю.А. на удовлетворении иска настаивал. Ответчики иск не признали. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе заявители с решением суда не согласны, просят его отменить как незаконное и необоснованное. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. Как следует из материалов дела, Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа ... суда Республики Коми по гражданскому делу ... возбуждено исполнительное производство ... об обязании "N." предоставить Князеву Ю.А. ... Письмом судебного пристава-исполнителя Мурадхановой Ю.О. от 27 июля 2010 года ... Князеву Ю.А. было предложено сообщить о согласии на отнесение расходов по исполнению решения суда ... В соответствии со статьей 116 Закона «Об исполнительном производстве» расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. По общему правилу, установленному статьей 117 данного Закона, расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника. 30 июля 2010 года взыскатель Князев Ю.А. в связи с получением письма от 27 июля 2010 года обратился к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РК с заявлением, содержание которого представляло собой, по сути, просьбу заявителя разъяснить ему, почему затраты по ... исполнению решения суда, не производятся за счет средств бюджета, подтвердить, что принудить должника к исполнению решения суда невозможно, и предоставить информацию о мерах, принятых в отношении должника в связи с неисполнением требований судебного пристава-исполнителя. 17 августа 2010 года судебный пристав-исполнитель Мурадханова Ю.О. направила Князеву Ю.А. ответ, которым разъяснила положения статьи 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» о праве взыскателя на ознакомление с материалами исполнительного производства в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РК. Принимая решение об удовлетворении иска Князева Ю.А., суд признал, что со стороны должностного лица службы судебных приставов имело место противоправное бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов истца. Данный вывод суда соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего правоотношения спорящих сторон, и основан на фактических обстоятельствах дела. Статьей 29 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением информации о частной жизни лица (статья 24 Конституции РФ). В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Реализация гражданами данного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно статье 5 данного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Этому праву корреспондирует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона). Согласно ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. По смыслу приведенных нормативных положений гражданин имеет право на рассмотрение его обращения по вопросу получения информации от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также право на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов. В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебные приставы относятся к должностным лицам. Согласно абзацам 2,4 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах», судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. В соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452, Регламентом Федеральной службы судебных приставов, утвержденным Приказом ФССП России от 27 октября 2006 года № 140 Службой судебных приставов рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам компетенции Службы, поступающие в письменной форме или форме устного обращения к должностному лицу Службы во время личного приема граждан. Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения (статья 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Осведомленность об исполнительных действиях лиц, участвующих в исполнительном производстве, является гарантией соблюдения их прав. Как следует из материалов дела, исполнительное производство длительное время не исполнялось, исполнительный лист... находился в службе судебных приставов в течение двух лет, на момент обращения Князева Ю.А. с заявлением о предоставлении информации от 30 июля 2007 года, исполнительное производство было не окончено, судебное решение не исполнено. С учетом изложенного суд обоснованно признал, что судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РК на обращение Князева Ю.А. обязана была дать ему мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Принимая во внимание, что эта обязанность судебным приставом не исполнена, суд правильно признал факт бездействия со стороны должностного лица установленным и нарушающим права и законные интересы Князева Ю.А. как стороны в исполнительном производстве. Согласно статье 16 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд в решении верно указал, что при возмещении вреда, причиненного в результате противоправных действий или бездействия должностных лиц и иных работников государственных органов, органов местного самоуправления, ответственность наступает на основании требований статьи 1069 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Основываясь на положениях приведенных выше норм, а также учитывая, что факт нарушения неимущественных прав Князева Ю.А. в результате противоправного бездействия должностного лица федеральной службы судебных приставов, нашел свое подтверждение, суд правомерно признал требования истца подлежащими удовлетворению. Оснований для отмены правильного решения по доводам кассационных жалоб заявителей не имеется. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Республике Коми и Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: