предост.жилья реабилитированному лицу



Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-1161/2011г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сажина А.В.

судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.

при секретаре Чебыкиной Е.М.

рассмотрев в судебном заседании 10 марта 2011 года дело по кассационной жалобе ответчика АМО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2010 года, по которому:

Обязана Администрация МО ГО « Сыктывкар» предоставить Абдрахмановой Э.И. благоустроенное жилое помещение в черте города Сыктывкара, на условиях социального найма, площадью не мене ... кв.м.

В иске прокурора города Сыктывкара в интересах Абдрахмановой Э.И. к Правительству Республики Коми о предоставлении жилого помещения, отказано.

Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя АМО ГО «Сыктывкар» Матушкина Р.Е., заключение прокурора Нестерова М.А., полагавшего жалобу удовлетворить, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г Сыктывкара обратился в суд в интересах Абдрахмановой Э.И с иском к Правительству Республики Коми о предоставлении жилого помещения как реабилитированному лицу в порядке статьи 16 Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий».

В судебном заседании истец на иске настаивал.

Привлеченная судом в качестве соответчика администрация МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.

Третье лицо - Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми с требованиями заявителя не согласно.

Ответчик- Правительство Республики Коми в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе ответчик АМО ГО «Сыктывкар» не согласен с принятым решением по мотиву его незаконности и необоснованности, просит решение отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

При разрешении данного спора суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 18.10 1991 года № 1761-1 « О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Республики Коми от 23 декабря 2009 года № 124 -РЗ « О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми отдельных категорий граждан».

Из обстоятельств дела следует, что Абдрахманова Э.И. зарегистрирована по адресу: ..., состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на льготных основаниях-реабилитированных с ДД.ММ.ГГГГ за составом семьи ... человек.

Установив в судебном заседании, что Абдрахманова Э.И. ..., после реабилитации с ... проживает в г.Сыктывкаре в неблагоустроенном жилом доме, суд первой инстанции, сославшись на вышеприведенные правовые нормы, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.

При этом суд указал, что обязанность по предоставлению Абдрахмановой Э.И. жилого помещения должна быть возложена на администрацию МО ГО «Сыктывкар», и исходил из мнения о том, что Абдрахманова Э.И. была поставлена на очередь лиц, имеющих первоочередное право на получение жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО ГО «Сыктывкар» и состоит в указанном списке за .

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, в связи с неполнотой установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 18 октября 1991года №1761 -1 «О реабилитации жертв политических репрессий» федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами производства тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона- реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

В соответствии со статьей 13 вышеприведенного закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факта вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Статьей 16 Закона №1761-1 предусмотрено, что реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.

В настоящее время порядок принятия на учет отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми определяется Законом Республики Коми №124-РЗ от 23 декабря 2009года.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 вышеуказанного закона право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих право на получение указанных жилых помещений имеют реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями и возвратившиеся для проживания на прежнее место жительства до применения к ним репрессий.

В соответствии с пунктом вторым приведенной правовой нормы граждане, указанные в части 1 указанной статьи, имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма и имеющих право на получение указанных жилых помещениях, если они ранее не обеспечивались жилыми помещениями в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и возвратились для проживания в населенные пункты, расположенные на территориях муниципальных образований городских округов (муниципальных районов) в Республике Коми, в границах которых они (родитель (один из родителей) граждан, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи) проживали до применения к ним репрессий.

Постановлением Конституционного суда Республики Коми от 03.12.2010года положения статьи 1 предусматривающие право указанных в ней граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих право на получение указанных жилых помещений, лишь при условии возвращения для проживания в населенные пункты, расположенные на территориях муниципальных образований городских округов (муниципальных районов) в Республике Коми, в границах которых они (родители (один из родителей) граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 1) проживали до применения к ним репрессий, признаны не противоречащими Конституции Республики Коми.

Анализ как действовавшего ранее, так и ныне действующего законодательства позволяет сделать вывод о последовательности законодателя в выборе оснований и условий для возмещения гражданам вреда, причиненного ущемлением их права на жилище.

Возможность компенсации жилищных прав реабилитированных лиц федеральный законодатель, а вслед за ним и республиканский, поставили в прямую зависимость от места их жительства на момент применения к ним политических репрессий.

Отклоняя доводы представителя третьего лица- Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о том, что истица, в силу того, что на момент применения к ней политических репрессий не проживала на территории Республики Коми, необоснованно состоит в льготной очереди, суд первой инстанции указал лишь на наличие факта постановки истца с ДД.ММ.ГГГГ на учет администрацией МО ГО «Сыктывкар», при этом фактические обстоятельства дела, касающиеся места проживания истца на момент применения репрессий, не установил и не привел правовой оценки доводам лиц, участвующих в деле.

Между тем, установление места проживания Абдрахмановой Э.И., на момент применения к ней политических репрессий, имеет правовое значение для правильного разрешения данного спора.

При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем решение подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду первой инстанции следует установить обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

В соответствии со статьей 2 Закона №124-РЗ формирование государственного жилищного фонда Республики Коми, а также распределение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми органу исполнительной власти Республики Коми, осуществляющему принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для последующего предоставления гражданам, указанным в статье 1 Закона, осуществляются Правительством Республики Коми.

В силу положений пункта 1 статьи 4 вышеуказанного закона принятие граждан, указанных в статье 1 Закона, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 16 марта 2010года №50 установлено, что принятие на учет граждан, указанных в статье 1 Закона Республики Коми, в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

В случае наличия правовых оснований для постановки Абдрахмановой Э.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми, при определении органа, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения, суду следует руководствоваться вышеприведенными нормативными правовыми актами, решить вопрос о привлечении к делу в качестве соответчика Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, проверить доводы сторон, дать правильную правовую оценку представленным сторонами доказательствам.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2010года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий-

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200