жилищные субсидии



Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-1449/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Семенчиной Л.А.

судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 17 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 09 ноября 2010 года, по которому

Исковые требования Воскобойникова В.В. удовлетворены.

Признано право Воскобойникова В.В. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязано Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию Муниципального образования городского округа "Воркута" выделить Воскобойникову В.В. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности.

Обязана администрация Муниципального образования городского округа "Воркута" предоставить Воскобойникову В.В. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке установленной очередности.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А

Воскобойников В.В. обратился в суд с иском, в котором просил признать право на получение жилищной субсидии для переселений из районов Крайнего севера. В обоснование требований указал, что работал на шахте "Центральная" п/о "Воркутауголь" с 23.02.1983 по 10.07.1998, трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией шахты "Центральная". Считает, что в соответствии с действующим законодательством жилищная субсидия на приобретение жилья по новому месту жительства предоставляется работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем 10 лет в организациях угольной промышленности.

Истец, представитель администрации МО ГО "Воркута", Министерство энергетики Российской Федерации, ГУ "Соцуголь", ОАО "Воркутауголь" в судебном заседании не участвовали. Истец, представитель администрации МО ГО "Воркута" просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве ответчик администрация МО ГО "Воркута" просил применить общий срок исковой давности для обращения в суд за защитой оспариваемых прав.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

В соответствии со ст.167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что Воскобойников В.В. работал на шахте "Юр-Шор" Производственного объединения "Воркутауголь" с 23.02.1983 по 14.02.1994 ...; с 31.01.1994 по 10.07.1998 на шахте "Центральная" П/О "Воркутауголь" по профессии .... Трудовой договор расторгнут по п.1 ст.33 КЗоТ РСФСР в связи с ликвидацией шахты. Стаж работы в организациях угольной промышленности г.Воркуты (РКС) по состоянию на 10.07.1998 (на момент расторжения трудового договора) составил более 14 лет.

Согласно протоколу № 14 заседания Совета директоров ОАО "Воркутауголь" проводимого путем заочного голосования от 29.06.1998 принято решение о ликвидации дочернего акционерного общества "Шахта Центральная".

Положением о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты "Центральная" в связи с её ликвидацией установлено, что формирование списков производила администрация и жилищная комиссия шахты с согласованием с профсоюзами и утверждением администрацией ОАО "Воркутауголь" и администрации города. В соответствии с приведенным положением Воскобойников В.В. права на получение жилищной субсидии не имел, в связи с чем, в список включен не был.

Началом работ по ликвидации шахты "Центральная" и выполнению мероприятий по социальной защите трудящихся, высвобождаемых в связи с ликвидацией шахты, установлена дата - 22.04.1998.

Из выписки из Единого реестра юридических лиц 28.06.2005 прекращена деятельность юридического лица в связи с его ликвидацией по решению суда в отношении ДАО "Шахта Центральная".

Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…" статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Принимая во внимание то обстоятельство, что истец не имеет жилья за пределами районов Крайнего Севера, ранее социальную выплату для приобретения жилья за пределами г.Воркуты за счет средств федерального бюджета не получал, его стаж работы в угольной отрасли составил более 10 лет, уволен в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера до 01.01.2005, следовательно, он имеет право на получение жилищной субсидии и его требования обоснованно удовлетворены. Наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой шахты "Центральная" не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным законом основаниям.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставлением социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ "Соцуголь" заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделении органу местного самоуправления (МО "Город Воркута") денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.

Доводы в кассационной жалобе о том, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, который действует и в настоящее время, право на предоставление жилищной субсидии имеют только граждане, продолжительность стажа работы которых в районах Крайнего Севера и приравненных местностях составляет не менее 15 календарных лет, не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене решения суда.

Приведенными выше положениями федерального законодательства, для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, без указания на необходимость стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, следовательно, суд обоснованно признал право истца на получение жилищной субсидии, указав, что стаж работы в указанных местностях 15 лет для данной категории работников не требуется.

Процесс исполнения судебного решения является отдельной стадией судопроизводства, регулируемой соответствующими правовыми нормами. Разрешение данных вопросов в кассационном порядке преждевременно.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 09 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200