жилищные субсидии



Судья Качанов А.П. Дело № 33-1608/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 24 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда от 24 ноября 2010 года, которым

Иск Игната А.Д. к администрации муниципального образования городского округа "Воркута", Министерству энергетики РФ о признании права на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией предприятия, удовлетворен.

Признано право Игната А.Д., ... года рождения, на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией "Шахта "Юнь-Яга" в соответствии с законодательством РФ.

Обязано Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" выделить Игнату А.Д. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке очередности.

Обязана администрация муниципального образования городского округа "Воркута" предоставить Игнату А.Д. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Игнат А.Д. обратился в суд с иском, в котором просит признать право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ГП "Шахта Юнь-Яга"; обязать Министерство энергетики РФ выделить жилищную субсидию; обязать администрацию МО ГО "Воркута" предоставить жилищную субсидию за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли. В обоснование требований указал, что с 1978 г. работал на предприятиях угольной промышленности, в том числе на шахте "Юнь-Яга" производственного объединения "Воркутауголь". 29.09.1996 г. уволен по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия. Стаж работы на предприятиях угольной промышленности составляет более 10 лет.

Истец, представитель администрации МО ГО "Воркута", представитель Министерства энергетики РФ, представитель ОАО "Воркутауголь" в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель администрации МО ГО "Воркута" в отзыве на исковое заявление указал, что истец с заявлением в ликвидационную комиссию о включении его в очередь для переселения из РКС не обращался, следовательно, переселяться не собирался. Ответчик просил применить срок исковой давности. Представитель ответчика Министерства энергетики РФ в отзыве на исковое заявление указал, что за все годы, включая и 2009 г., Игнат А.Д. не обращался в ликвидационную комиссию шахты "Юнь-Яга" и администрацию МО ГО "Воркута" с просьбой о включении в список на предоставление жилищной субсидии. Кроме того, ответчик просил применить срок исковой давности обращения в суд с настоящим иском. Представитель ОАО "Воркутауголь" в отзыве на иск указал, что ОАО "Воркутауголь" не принимало участие в формировании списков очередности, распределении и предоставлении жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты "Юнь-Яга" в связи с ее ликвидацией.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В кассационной жалобе представитель Министерства энергетики РФ просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Игнат А.Д. работал на различных предприятиях угольной отрасли с 15.08.1978, 29.09.1996 уволен в связи с ликвидацией ГП "Шахта Юнь-Яга" по п.1 ст.33 КЗоТ РФ. На момент увольнения стаж его работы на предприятиях угольной промышленности составил 16 лет 01 мес. 00 день.

Из Устава Государственного предприятия "Шахты "Юнь-Яга", входящей в состав производственного объединения "Воркутауголь" следует, что "Шахта "Юнь-Яга" является государственным предприятием, входит в состав объединения "Воркутауголь", действует как самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс предприятия, расчетные и другие счета в любом банке.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 385 принято предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства РК о ликвидации государственного предприятия "Шахта "Юнь-Яга" производственного объединения "Воркутауголь".

В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты "Юнь-Яга" определены списки очередности работников шахты на получение жилья за пределами г. Воркуты в связи с ликвидацией предприятия, составленные на основании "Положения о порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты "Юнь-Яга" объединения "Воркутауголь" в связи с ликвидацией шахты", принятого на общем собрании работников шахты 12.05.1996.

Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…" статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно. Истец не имеет жилья за пределами г.Воркуты, ранее жилищной субсидии не получал, имеет стаж работы в угольной отрасли более 16 лет, уволен в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности - "Шахта "Юнь-Яга", расположенного в районах Крайнего Севера (г.Воркута) до 01.01.2005. Наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой шахты "Юнь-Яга" не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным законом основаниям.

Довод кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности для обращения за защитой нарушенного права, как основание к отказу в иске, не может быть принят во внимание.

Согласно ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставлением социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", с учётом изменений внесенных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724, Министерство энергетики России является главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета), а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

В соответствии с Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, главным распорядителем средств федерального бюджета утверждается распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании заключений, утвержденных Министерством энергетики России, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Таким образом, для того, чтобы МОГО "Город Воркута" выделило субсидию истцу, за счёт средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики России о выделении этому органу местного самоуправления денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.

Процесс исполнения судебного решения является отдельной стадией судопроизводства, регулируемой соответствующими правовыми нормами. Разрешение данных вопросов в кассационном порядке преждевременно.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда от 24 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200