Жилищная субсидия в связи с ликвидацией предприятия угольной отрасли



Судья Пластинин И.В. Дело № 33-1050/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ивановой Е.А., Алексеевой С.Ф.,

при секретаре Махлинец Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании 24 февраля 2011 года

дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2010 года, по которому

Исковые требования Ортлиб Е.Я. удовлетворены, признано за Ортлиб Е.Я. право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «Юнь-Яга».

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана включить Ортлиб Е.Я. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией государственного предприятия «Шахта «Юнь-Яга», в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли.

Министерство энергетики Российской Федерации обязано через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Ортлиб Е.Я. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Ортлиб Е.Я. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.

В обоснование заявленных требований указала, что более 10 лет работала на предприятиях угольной промышленности, уволена в связи с ликвидацией шахты «Юнь-Яга» и имеет право на получение жилья за пределами РКС в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности.

Истица и её представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований.

Ответчики Администрация МО ГО «Воркута» и Министерство энергетики Российской Федерации, надлежащим образом извещённые о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направили, заявив о рассмотрении дела без их участия. В отзывах на иск просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Открытого акционерного общества «Воркутауголь» в судебное заседание не явился.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Ортлиб Е.Я. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в СУ-19 комбината «Печоршахтострой», которое согласно Уставу в качестве основного направления деятельности занималось выполнением работ по дорожному, промышленному и гражданскому строительству.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в комбинате «Воркутауголь» Стройуправление - 12, являвшемся структурным подразделением Производственного объединения по добыче угля «Воркутауголь» и занимавшемся производством работ по строительству промышленных объектов, а также объектов социальной сферы по количеству, качеству и в установленные договорами сроки, в соответствии с планами «Объединения».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ортлиб Е.Я. работала в дирекции строящихся предприятий Производственного объединения по добыче угля «Воркутауголь».

ДД.ММ.ГГГГ истица принята в Управление детскими, соцкультбытовыми учреждениями, спортивными сооружениями и базами отдыха предприятия производственного объединения по добыче угля «Воркутауголь» ....

Из параграфа 2 Устава данного предприятия следует, что основными задачами являются - сохранение находящегося в его ведении жилого фонда, зданий и сооружений объектов социально-бытовых учреждений, спортивных сооружений и баз отдыха в исправном состоянии, обеспечении бесперебойной работы оборудования и устройств, находящихся на его балансе.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в Объединении общественного питания «Воркутауголь».

Из приказа от 29 января 1988 года № 30 Воркутинского ордена Ленина производственного объединения по добыче угля «Воркутауголь» следует, что организации торговли и общественного питания (Промтоварный ОРС, Горняцкий продовольственный ОРС, ОРС Хальмер-Ю, объединение общественного питания, продовольственная торгово-закупочная контора, торгово-закупочная база, ремонтно-монтажное управление) включены в состав производственного объединения по добыче угля «Воркутауголь» на правах самостоятельных организаций.

Из приказа № 130 от 20 июня 1991 года следует, что Дирекция по торговле и общественному питанию объединения «Воркутауголь» ликвидирована в связи с созданием Ассоциации «Торговля и общественное питание» «Воркутауголь» МУП СССР. Основной деятельностью предприятия являлось обеспечение рабочих посёлков шахт, населения города товарами народного потребления, питания, оказания им услуг.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в «Комиавтотехобслуживание».

Согласно Уставу, целью предприятия являлось организация и выполнение технического обслуживания, ремонта и хранения транспортных средств и оборудования, оказание транспортных, агентских, сервисных, консалтинговых и экспертных услуг, торговое посредничество и комиссионная торговля, создание торговых точек для реализации населению товаров народного потребления, оборудования, запасных частей.

На шахте «Юнь-Яга» Производственного объединения «Воркутауголь» Ортлиб Е.Я. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена в связи ликвидацией предприятия по статье 33 пункту 1 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом от 27.09.2005 №123-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ».

Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утверждён Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно органи­зациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков.

Проанализировав вышеприведенные положения закона, суд пришел к правильному выводу о том, что необходимыми условиями предоставления жилищной субсидии работникам, уволенным при ликвидации организации по добыче угля, являются наличие стажа работы в угольной промышленности на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера, продолжительностью более 10 лет и высвобождение работников по ликвидации предприятий до 1 января 2005 года.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что стаж работы Ортлиб Е.Я. в угольной промышленности на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера, согласно имеющимся в деле доказательствам составит на ДД.ММ.ГГГГ (момент расторжения трудового договора) ... лет ... месяцев ... дней, то есть более 10 лет.

В указанный стаж судом включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... СУ-19 комбината «Печоршахтострой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... Стройуправления – 12 комбината «Воркутауголь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... дирекции строящихся предприятий Производственного объединения по добыче угля «Воркутауголь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... Воркутинского филиала ПО «Комиавтотехобслуживание» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... шахты «Юнь-Яга» ПО «Воркутауголь».

При этом судом не принято во внимание, что согласно Уставу ПО «Комиавтотехобслуживание» Воркутинский филиал ПО «Комиавтотехобслуживание», переименованный 14.03.1991 в Воркутинскую станцию по ТО и ремонту автомобилей, организовывал и выполнял техническое обслуживание, ремонт и хранение транспортных средств и оборудования, оказывал транспортные, агентские, сервисные, консалтинговые и экспертные услуги, осуществлял торговое посредничество и комиссионную торговлю, создание торговых точек для реализации населению товаров народного потребления, оборудования, запасных частей.

Таким образом, указанное предприятие по своим целям, задачам и направлениям деятельности не являлось предприятием угольной промышленности, в связи с чем включение периода работы в Воркутинском филиале ПО «Комиавтотехобслуживание» в стаж работы Ортлиб Е.Я. в угольной промышленности на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера, не имеет по собой правовых оснований.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что при исключении периода работы в Воркутинском филиале ПО «Комиавтотехобслуживание» стаж работы Ортлиб Е.Я. в угольной промышленности составит ... лет ... месяца ... дней, что не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих спорные отношения, оснований для удовлетворения исковых требований Ортлиб Е.Я. о ее включении в список на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности не имеется.

Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение, установлены судом первой инстанции в полном объеме, однако допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда и принять новое решение об отказе Ортлиб Е.Я. в иске, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2010 года отменить и вынести по делу новое решение:

Отказать Ортлиб Е.Я. в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерству энергетики Российской Федерации о признании за нею права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «Юнь-Яга», включении ее в очередь на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200