защита избирательных прав



Судья Ошманкевич Р.А. Дело № 33-1299/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Глушкова М.В., Юдина А.В.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.

рассмотрев в судебном заседании 04 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Туркина В.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 февраля 2011 года, по которому

Туркину В.А. в удовлетворении заявления о признании недействительным Постановления Территориальной комиссии г.Сыктывкара от 06 февраля 2011 года о регистрации Лихачева Е.В. в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, отказано.

Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, пояснения Лихачева Е.В., представителя Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара Скаковского А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Туркин А.В., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, обратился в суд с заявлением о признании недействительным Постановления Территориальной комиссии г. Сыктывкара от 06 февраля 2011 года о регистрации Лихачева Е.В. в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4. В обосновании заявленных требований указал, что указанное постановление является незаконным, поскольку при регистрации кандидата в депутаты Лихачева Е.В. избирательная комиссия не учла, что подписи в поддержку своего выдвижения Лихачев Е.В. собрал среди студентов, имеющих временную регистрацию по месту пребывания в г. Сыктывкаре, в то время как вопрос о наличии постоянной регистрации по месту жительства у данных избирателей, комиссией не выяснялся. Подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, являются недействительными.

В судебном заседании Туркин А.В. участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара с заявленными требованиями не согласился.

Лихачев Е.В. с заявленными требованиями не согласен.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Туркин А.В. просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренномстатьей 75настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренныхпунктами 24-26статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, инымзаконом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, Лихачев Е.В. представил в ТИК г.Сыктывкара 25 подписных листов, содержащих 289 подписей избирателей, собранных в его поддержку.

Согласно протоколу от 06.02.2011 об итогах проверки подписных листов, с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения Лихачева в кандидаты в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, по результату проверки 289 подписей, представленных кандидатом Лихачевым Е.В. в поддержку своего выдвижения, достоверными признаны 281 подпись избирателя.

Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что избиратели, указавшие в подписных листах временную регистрацию, имеют также постоянную регистрацию на территории Республики Коми.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, соответствующим имеющимся в деле материалам, в частности, подписным листам и нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения.

Так, в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010 «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ), недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В силу же пункта 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010 «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ) подпись избирателя признается недействительной при наличии сведений органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания или месту жительства в пределах Российской Федерации и (или) сведений, полученных с использованием ГАС «Выборы».

Активным избирательным правом при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образовании, выборного должностного лица местного самоуправления обладает также гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа (многомандатного, одномандатного, единого) место жительства которого расположено на территории Республики Коми (часть 3 статьи 2 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010 «О выборах и референдумах в Республике Коми»).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010 «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ) проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей осуществляют соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, которые вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.

Из материалов дела усматривается, что доказательств нарушений процедуры проведения проверки достоверности (недействительности) подписей, содержащихся в подписных листах, заявителем суду не представлено. Одновременно, из имеющихся в деле доказательств видно, что выводы о достоверности спорных подписей сделаны рабочей группой по приему и проверке избирательных документов с привлечением к проверке специалиста Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми. Указанное обстоятельство подтверждается также копиями подписных листов, в которых имеются отметки специалиста УФМС России по Республике Коми.

Каких-либо фактов, свидетельствующих о недействительности спорных подписей избирателей, вследствие отсутствия у избирателей активного избирательного права, заявителем в ходе рассмотрения дела не приведено, так же как и не представлено этому достоверных и надлежащих доказательств.

Доводы кассационной жалобы не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и подлежат отклонению по основаниям, изложенным в решении суда и настоящем определении.

Обстоятельства дела судом установлены полно, все доводы, на которые ссылались стороны в обоснование заявления и возражений на него, судом проверены. Решение суда подробно мотивировано, в том числе по доводам кассационной жалобы, не опровергающим и не ставившим под сомнение правильность сделанного судом вывода. Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, и на основании установленных по делу доказательств, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учётом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 февраля 2011 года – оставить без изменения, кассационную жалобу Туркина В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200