защита избирательных прав



Судья Олейник И.И. Дело № 33-1292/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Глушкова М.В., Юдина А.В.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.

рассмотрев в судебном заседании 4 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Щербакова М.Д. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2011 года, по которому

Щербакову М.Д. отказано в удовлетворении заявления об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от 09.02.2011 № 15/109 и регистрации Щербакова М.Д. в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, пояснения Щербакова М.Д., представителя Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара Скаковского А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Щербаков М.Д. обратился в суд с заявлением об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от 09.02.2011 № 15/109 «Об отказе Щербакову М.Д. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва»; обязании Территориальную избирательную комиссию города Сыктывкара произвести его регистрацию в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. В обоснование заявленных требований указал, что ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подпункта «в» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Полагает, что все необходимые документы, предусмотренные указанным Федеральным законом и Законом Республики Коми № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» были своевременно им представлены в ТИК, отсутствие же первого финансового отчета по установленной форме, как не предусмотренное в п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Совета МО не является. Кроме того, информация о сроках представления такого отчета на информационном стенде в избирательной комиссии отсутствовала, установленная форма отчета ему не выдавалась.

В судебном заседании Щербаков М.Д. на удовлетворении требований настаивал.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Бартош Р.А. с заявлением не согласился.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Щербаков М.Д. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

По делу установлено, что 16.12.2010 решением Совета МО ГО № 36/12-628 были назначены выборы депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар» четвертого созыва.

28.01.2011 Щербаков М.Д. представил в Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 и представил следующие документы: копию паспорта, копию трудовой книжки, сведения о размере компенсационных выплат, связанных с депутатской деятельностью, сведения о размере и источниках доходов и имуществе, копию диплома об образовании, копию трудовой книжки, копию пенсионного удостоверения.

Срок представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва в силу ч. 1 ст. 38 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» истекал в 24 часа 00 мин. 31.01.2011.

Поскольку в установленный срок Щербаков М.Д. не представил в Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара первый финансовый отчет, 09.02.2011 Территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара вынесено постановление № 15/109, которым Щербакову М.Д. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва.

Рассматривая настоящее дело, суд, руководствуясь требованиями действующего избирательного законодательства, пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных Щербаковым М.Д. требований, поскольку по делу достоверно установлено и не оспаривалось заявителем, что первый финансовый отчет, наличие которого необходимо в соответствии п. 10 ст. 66 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми», в избирательную комиссию представлен не был.

Вывод суда является законным и обоснованным, согласуется с установленными при изучении доказательств обстоятельствами, постановлен с соблюдением требований закона, подлежащего применению.

В силу п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В соответствии с пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Согласно п. 10 ст. 66 Закон Республики Коми от 27.09.2010 N 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» в соответствующую комиссию кандидатом одновременно с представлением документов для регистрации представляется первый финансовый отчет.

Таким образом, указание суда на правомерность принятого Территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара решения об отказе в регистрации Щербакова М.Д. в качестве кандидата в депутаты в соответствии с пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, как не представившего в установленные сроки вышеназванный документ, является правильным.

Доводы в жалобе об отсутствии в ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» такого основания для отказа в регистрации кандидата как несвоевременное представление первого финансового отчета, не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению в силу следующего.

В силу ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты, могут устанавливаться другими законами.

Понятие «закон», употребляемое в контексте данной нормы, раскрыто в п. 17 ст. 2 названного Федерального закона, под которым понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.

Следовательно, отсутствие первого финансового отчета, требование об обязательности представления которого установлено в п. 10 ст. 66 Закона Республики Коми от 27.09.2010 N 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми», является основанием для отказа в регистрации кандидата по пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Не может быть принята во внимание ссылка в жалобе на положения пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку данная норма предусматривает процедуру внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленные данным Федеральным законом, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов. Право дополнительного внесения документов, своевременно не поданных кандидатом в депутаты данной нормой не предусмотрено. Более того, Федеральным законом установлено, что кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона.

Фактически, изложенные в кассационной жалобе доводы, повторяют позицию Щербакова М.Д., изложенную в заявлении и поддержанную в ходе рассмотрения дела, которой судом дана надлежащая оценка.

Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорное правоотношение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, подлежащий применению по данному делу истолкован верно.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щербакова М.Д. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200