обязание получить лимит размещения отходов и паспорт на отходы



Судья Волкова С.Г. Дело № 33 - 932/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А. и Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 21 февраля 2011 г. дело по кассационному представлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми на решение Усинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2010 года, по которому отказано в удовлетворении требований Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Венлок-нефть» о признании незаконным бездействия ООО «Венлок-нефть», возложении обязанности получить лимиты на размещение отходов, образующихся на предприятии в результате реализации рабочего проекта (БМ4153), проведения сейсморазведочных работ на Кэйньюском лицензионном участке, разработать недостающие паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате аренды офиса, ремонта автотранспорта.

Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснение представителя Росприроднадзора по Республике Коми Ермилова С.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконным, противоречащим законодательству бездействия ООО «Венлок-нефть» по непринятию мер к устранению нарушений федерального законодательства в части: отсутствия лимитов на размещение отходов, образующихся на предприятии в результате реализации рабочего проекта (БМ 4153), проведения сейсморазведочных работ на Кэйньюском лицензионном участке; непринятию мер к разработке и утверждению паспортов на опасные отходы, образующиеся на предприятии в результате аренды офиса, ремонта автотранспорта, возложении обязанности получить лимиты на размещение отходов, образующихся на предприятии в результате реализации рабочего проекта (БМ4153), проведения сейсморазведочных работ на Кэйньюском лицензионном участке, разработать недостающие паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате аренды офиса, ремонта автотранспорта.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ОАО «Севергеофизика», ОАО «Усинскгеонефть», ООО СПАСФ «Природа», Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому контролю Ростехнадзора.

В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика исковые требования не признала.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО «Севергеофизика» поддержала пояснения, изложенные в мотивированном отзыве, ранее представленном суду.

Усинский городской суд постановил приведенное решение.

В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, ссылаясь на его несоответствие требованиям закона.

Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено материалами дела, 18.08.2009г. по результатом проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РК ООО «Венлок-нефть» составлен акт , которым установлено, что предприятием не получены лимиты на размещение отходов, образующихся в результате реализации рабочего проекта «БМ 4153» на бурение скважин (буровой шлам, песок, загрязненный мазутом и.т.д.), проведение сейсморазведочных работ на Кэйньюском лицензионном участке (древесные отходы, отработанные масла и.т.д.), аренды офиса (отходы бумаги, и картона от делопроизводства, мусор от бытовых помещений и организаций несортированный), ремонта автотранспорта (отработанные масла, промасленная ветошь, использованная резина и.т.д.); установлено, что в том числе предприятием не составлены паспорта на отходы, образующиеся от работы офиса и ремонта автотранспорта.

По результатам проверки ООО «Венлок-нефть» выдано предписание от 18.06.2009г. о необходимости в срок до 01.12.2009г. получить лимиты на размещение отходов, образующихся в результате реализации рабочего проекта (БМ 4153), проведения сейсморазведочных работ на Кэйньюском лицензионном участке, аренды офиса, ремонта автотранспорта; разработке недостающих паспортов на опасные отходы, образующиеся на предприятии в процессе проведения буровых, сейсморазведочных работ, аренды офиса, ремонта автотранспорта.

Рабочий проект БМ 4153 предусматривает строительство 5 поисково-оценочных скважин на Кэйньюском лицензионном участке. Сейсморазведочные работы на Кэйньюском лицензионном участке осуществлялись силами подрядной организации ОАО «Севергеофизика» в 2006-2007г.г., вопрос получения лимитов на размещение отходов от сейсморазведочных работ находился в ведении подрядчика ОАО «Севергеофизика», ими были проведены работы по утилизации отходов от сейсморазведочных работ, составлены отчеты, произведены соответствующие платежи. Фактически реализация рабочего проекта БМ 4153 ограничилась строительством одной поисково-оценочной скважины - Среднебадьюская, строительство осуществлялось подрядной организацией ОАО «Усинскгеонефть», которое по условиям договора в период осуществления работ по строительству скважины самостоятельно вело отчетность по загрязнению окружающей среды отходами и выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, а также осуществляло плату за загрязнение окружающей среды с повышающим коэффициентом в связи с отсутствием лимитов на размещение отходов. С момента передачи скважины Среднебадьюская от подрядчика ОАО «Усинскгеонефть» к ООО «Венлок-нефть» ее эксплуатация не осуществляется, строительство остальных скважин не осуществляется.

Утилизация отходов, образующихся в процессе работы офиса, производится специализированной организацией «Дорожник» на основании договора, отходов от технического обслуживания автомобиля - сервисной организацией в г. Ухта.

Согласно ч.2 ст. 48 Федерального закона «Об охране окружающей среды № 7-ФЗ от 10.01.2002г. при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Понятие отходов производства и потребления дано в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», ими являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Отказывая в удовлетворении требований, суд правильно указал, что сейсморазведочные работы на Кэйньюском лицензионном участке окончены в 2007г., при их выполнении согласно договорных отношений между ООО «Венлок-нефть» и ОАО «Севергеофизика» получение лимитов на размещение отходов было обязанностью ОАО «Севергеофизика», что не противоречит законодательству, поскольку отходы на Кэйньюском лицензионном участке образовывались в результате хозяйственной деятельности ОАО «Севергеофизика» в связи с проведением им сейсморазведочных работ. В период осуществления работ по строительству скважины ОАО «Усинскгеонефть» все отходы, образовавшиеся в ходе строительства скважины, утилизировало самостоятельно, о чем свидетельствует уплата им платежей за загрязнение окружающей среды.

Вывод суда соответствует положениям ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающей основные понятия, используемые в данном законе.

В частности, исходя из положений данной статьи, лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

В свою очередь, под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, то есть содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Норматив образования отходов – это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Таким образом, вывод суда о том, что обязанность устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение возложена законом на лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые непосредственно производят продукцию, на единицу которой можно установить норматив отходов конкретного вида, а впоследствии производят передачу отходов на размещение путем их хранения и захоронения, необходимо признать соответствующим требованиям закона.

Кроме того, как следует из материалов дела, в 2008г. ООО «Венлок-нефть» разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в утверждении которого Печорским управлением Ростехнадзора было отказано 03.12.2008 г. по причине отсутствия у ООО «Венлок-нефть» лицензии на обращение с опасными производственными отходами. Однако, как следует из материалов дела, ООО «Венлок-нефть» не занималось деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, которая подлежала лицензированию согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В действующей в настоящее время редакции указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) также не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Таким образом, ответчик принимал меры по соблюдению требований природоохранного законодательства, однако по не зависящим от него причинам не имеет в настоящее время возможности получить лимиты на размещение отходов, как о том ставится вопрос в исковом заявлении прокурора.

Соответствует закону и вывод суда о необоснованности требования о возложении на ООО «Венлок-нефть» обязанности разработать недостающие паспорта на опасные отходы, образующиеся на предприятии в результате аренды офиса и ремонта автотранспорта.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 14, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Проанализировав указанные положения закона, суд пришел к правильному выводу о том, что паспорта составляются только на отходы I - IV класса опасности, к которым в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г. № 786, не относятся отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства. Для отходов, отсутствующих в ФККО, класс их опасности может быть также установлен в соответствии с пунктом 3 приказа Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 г. № 511 расчетным или экспериментальным методом, однако данное требование не применяется в рассматриваемом случае в связи с наличием этого класса отходов в ФККО.

Кроме того, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств в подтверждение своих требований о том, что в процессе деятельности ООО «Венлок-нефть» в результате аренды офиса образуются опасные отходы, которые по классу опасности подлежат паспортизации и что ООО «Венлок-нефть» осуществляет деятельность по ремонту автотранспорта, в результате которой образуются отходы 1-4 классов опасности.

Напротив, ответчик представил в обоснование своих возражений против иска копию договора о комплексном обслуживании автотранспортных средств на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, принадлежащих ООО «Венлок-нефть», а также договор по оказанию услуг по приему и утилизации (захоронению) ТБО с ООО «Дорожник».

Довод кассационного представления о том, что ответчик является собственником отходов, в силу чего на него должны быть возложены соответствующие обязанности, подлежит отклонению.

В силу статьи 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). На практике юридические лица и индивидуальные предприниматели, как правило, заключают договоры на вывоз отходов со специализированными организациями.

Как следует из материалов дела, ответчик не является ни собственником отходов, образующихся в результате реализации рабочего проекта БМ 4153 и проведения сейсморазведочных работ, ни лицом, размещающим отходы от деятельности офиса.

Довод кассационного представления о том, что ответчику выдана лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение и добыча углеводородного сырья в пределах Кэйньюского участка Республики Коми, также подлежит отклонению, так как сама по себе выдача лицензии не свидетельствует о ведении деятельности, в процессе которой образуются отходы, а выполнение ответчиком своих обязанностей в связи с выдачей лицензии не являлось предметом рассмотрения настоящего дела

Приведенное свидетельствует о несостоятельности доводов кассационного представления, обстоятельства дела судом установлены полно, все доводы, на которые ссылались стороны в обоснование иска и возражений на него, судом проверены. Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, и на основании установленных по делу доказательств.

На основании ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационное представление Печорского природоохранного межрайонного прокурора без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200