Судья Вдовиченко С.В. Дело № 33-1600/2011 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Ивановой Е.А., Харманюк Н.В. при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании 24 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2010 года, по которому Признано право Серга В.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Государственного предприятия шахта «Южная». Министерство энергетики Российской Федерации обязано выделить Серга В.Я. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера. Администрация МО ГО «Воркута» обязана предоставить Серга В.Я. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами Районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности с учетом непрерывного стажа работы в угольной отрасли. Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Серга В.Я. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерству энергетики Российской Федерации о признании его права на включение в льготный список на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Южная», возложении на Министерство энергетики Российской Федерации обязанности выделить истцу жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, возложении на Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязанности предоставить истцу жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения шахтерских городов и поселков. Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц ОАО «Воркутауголь» и ГУ «Соцуголь». Истец, ответчики Министерство энергетики Российской Федерации, Администрация МО ГО «Воркута», третьи лица ОАО «Воркутауголь» и ГУ «Соцуголь», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном разбирательстве участия не приняли, заявив о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленном в суд отзыве Администрация МО ГО «Воркута» с исковыми требованиями не согласилась. Суд постановил приведенное выше решение. Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 9 февраля 2011 года Министерству энергетики Российской Федерации восстановлен срок для подачи кассационной жалобы на указанное решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации не согласно с решением суда и просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что Серга В.Я. своевременно не обратился с заявлением о включении его в льготный список, а также на то, что Министерство энергетики Российской Федерации не осуществляет непосредственно предоставление социальной выплаты. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Судом установлено, что Серга В.Я. работал на шахте «Южная» производственного объединения «Воркутауголь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ..., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ..., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ .... Трудовой договор расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия. Стаж работы истца в угольной отрасли на момент расторжения трудового договора в связи с ликвидацией предприятия, шахты «Южная», составляет более 10 лет, указанный стаж в жалобе не оспаривается. После увольнения с шахты «Южная» Серга В.Я. продолжает проживать и работать в районах Крайнего Севера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 №385 принято предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства Республики Коми о ликвидации государственных предприятий «Шахта «Юнь-Яга» и «Шахта «Южная» производственного объединения «Воркутауголь». Согласно приказу Министерства топлива и энергетики РФ от 19.04.1996 №100 создана ликвидационная комиссия и начаты работы по ликвидации шахты «Южная». Приказом Российской угольной компании «Росуголь» от 30.04.1996 № 14 прекращена добыча угля на шахте «Южная» после доработки запасов в лаве №727, создана комиссия по решению вопросов социальной защиты высвобождаемых работников и ликвидации предприятия. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.11.2010, Государственное предприятие шахта «Южная» ликвидировано вследствие банкротства. На конференции трудового коллектива шахты «Южная» 26.05.1996 принято Положение о порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты «Южная» в связи с ее ликвидацией. Согласно п.1.1 Положения в целях обеспечения социальной защиты работников шахты «Южная» в связи с ее ликвидацией, устанавливались следующие категории трудящихся, имеющих право на получение жилья за пределами г. Воркуты: -работающие пенсионеры, -инвалиды 1 и 2 групп по труду и увечью, -инвалиды 1 и 2 групп от общего заболевания, -инвалиды 3 группы от полученного увечья на производстве и профессионального заболевания; -работники шахты «Южная», переведенные на другие предприятия ОВУ по согласованию, а также в связи с реорганизацией работы шахты и предполагаемой ее ликвидацией, имеющие право на переселение. -семьи погибших шахтеров. -работники шахты, имеющих в составе семьи детей инвалидов с детства, -работники предпенсионного возраста, которым с момента ликвидации шахты остается менее 2-х лет до выхода на пенсию (согласно заключенного с ними контракта). В списки высвобождаемых работников ликвидируемой шахты «Южная», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления города Воркуты принято решение о предоставлении безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилья, Серга В.Я. включен не был. Вывод суда о праве истца на получение жилищной субсидии соответствует требованиям действующего законодательства. Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Аналогичные положения были внесены постановлениями Правительства РФ от 26.01.2006 № 43 и № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте. С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Серга В.Я. удовлетворены правомерно. Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления. Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию. Ссылка в жалобе на то, что Серга В.Я. не был включен в списки высвобожденных работников предприятия, претендующих на получение субсидии, не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа работнику угольной промышленности в предоставлении жилищной субсидии и само по себе не исключает права истца на ее получение. Кроме того, п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 предусмотрена ежегодная корректировка списков граждан, подлежащих переселению. Доводы жалобы о пропуске истцом срока исковой давности не могут быть приняты во внимание, поскольку при производстве в суде первой инстанции ответчиками не было заявлено о применении последствий срока исковой давности, в связи с чем судом данное обстоятельство не исследовалось. Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: