Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-1167/2011 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Ивановой Е.А., Алексеевой С.Ф., при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании 10 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Черного О.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2010 года, по которому В удовлетворении исковых требований Черного О.Н. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании недействительным пункта 15 постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» №4/1890 от 20.04.2010 в части снятия Черного О.Н. с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди офицеров запаса с 08.09.2003 с составом его семьи, включении в число участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с учетом состава его семьи, отказано. Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя истца Черного О.Н. адвоката Кирилюка В.Ю., представителя АМО ГО «Сыктывкар» Ковалевой Е.В., представителя третьего лица Минархстроя РК Шашева Р.А., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Черный О.Н. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании недействительным пункта 15 постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» №4/1890 от 20.04.2010 в части снятия его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди офицеров запаса с 08.09.2003 с составом его семьи, включении в число участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с учетом состава его семьи. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Управление федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Администрация МО СП «Емва». В судебном заседании Черный О.Н. участия не принял. Представители Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласились. Иные лица в судебном заседании участия не приняли. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Черный О.Н. не согласен с решением суда и просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Судом установлено, что приказом Микуньского управления лесных исправительных учреждений ГУИН Минюста России № от ДД.ММ.ГГГГ Черный О.Н. как сотрудник ... с ДД.ММ.ГГГГ уволен по сокращению штатов. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила ... лет ... месяца ... дней, в льготном исчислении - ... лет ... месяцев ... дней. Постановлением Главы Администрации г.Сыктывкара №9/2726 от 26.09.2003 Черный О.Н. поставлен в общую очередь (№) и очередь офицеров запаса (№), нуждающихся в улучшении жилищных условий с 08.09.2003 с составом семьи два человека: Черный О.Н., ФИО1 (супруга) в связи с проживанием по адресу: .... ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь ФИО2 09.10.2003 Черный О.Н. снялся с регистрационного учета по адресу: ... постановкой 20.10.2003 на учет по адресу: .... В последующем 11.06.2005 Черный О.Н. снялся с регистрационного учета по указанному адресу с постановкой 10.08.2005 на учет по адресу: ..., где сохраняет регистрацию по настоящее время. ФИО1 с 07.07.2000 была зарегистрирована по адресу: ...; 10.08.2005 снялась с регистрационного учета с постановкой 10.08.2005 на учет по адресу: ..., где сохраняет регистрацию по настоящее время. ФИО2 25.12.2008 зарегистрирована по месту жительства по адресу: .... Постановлением Администрации ГП «Емва» №10 от 17.02.2010 Черный О.Н. признан нанимателем жилого помещения в виде отдельной комнаты общей площадью ... кв.м. по адресу: ... составом семьи три человека: Черный О.Н., ФИО1 (супруга), ФИО2 (дочь). 18.02.2010 Черный О.Н. заключил договор социального найма указанного жилого помещения. Как следует из обстоятельств дела, с 1991 года Черный О.Н. состоял в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи своего отца ФИО3 совместно с матерью ФИО4 и братом ФИО5 30.07.1999 ФИО4 как вдова военнослужащего ФИО3 получила государственный жилищный сертификат на состав семьи три человека: ФИО4, ФИО5, Черный О.Н. Черный О.Н. по состоянию на 30.07.1999 достиг совершеннолетия, имел статус военнослужащего. От участия в обеспечении его жильем в составе семьи ФИО4 не отказался. Государственный жилищный сертификат был реализован ФИО4, ФИО5, Черным О.Н. путем приобретения по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность квартиры по адресу: .... В соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ Черный О.Н. произвел отчуждение принадлежащей ему ... доли квартиры по адресу: ... собственность ФИО4 Постановлением Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» №4/1890 от 20.04.2010 Черный О.Н. снят с общей очереди и очереди офицеров запаса, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основанию получения в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение жилого помещения. На основании п.п. «а» п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в улучшении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются так же сотрудники уголовно – исполнительной системы, послужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности МВД РФ и Минюста РФ 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно – штатными мероприятиями. Согласно п. 7 основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. В силу п.9 Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. В соответствии с п.п. «д» п.10 Правил не признаются нуждающимися в улучшении жилых помещений или жилищных условий граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Установив, что Черный О.Н. в 1999 году был обеспечен благоустроенным жилым помещением на праве собственности по адресу: ..., и согласно положениям жилищного законодательства не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, совершив договор дарения принадлежащей ему доли в праве на жилое помещение, ухудшил свои жилищные условия, суд правильно признал, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Черного О.Н. не имеется. Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона. Доводы кассационной жалобы о том, что сам истец, являвшийся сотрудником уголовно – исполнительной системы, уволенным в связи с организационно – штатными мероприятиями, не получал бюджетных средств для улучшения своих жилищных условий, поскольку получателем жилищного сертификата в 1999 году являлась его мать как вдова сотрудника уголовно – исполнительной системы, не могут быть приняты во внимание. Согласно положениям Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 № 71, в рамках которой получен жилищный сертификат ФИО4, ФИО5 и Черным О.Н., размер жилищной субсидии определялся с учетом членов семьи граждан-участников программы. Таким образом, бюджетные средства с целью улучшения жилищных условий получены семьей ФИО4 с учетом истца Черного О.Н., который при данных обстоятельствах также являлся получателем указанных бюджетных средств. Как установлено п.п. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Таким образом, для признания участником указанной подпрограммы сотрудник уголовно-исполнительной системы должен быть в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В то же время, из обстоятельств дела следует, что оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу намеренного ухудшения им жилищных условий не имеется, в связи с чем за ним не может быть признано право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Черного О.Н. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: