жилищная субсидия



Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-1604/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,

при секретаре Димовой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 24 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда ... от ДД.ММ.ГГГГ, по которому

исковые требования Ковбасенко А. А. удовлетворены;

признано право Ковбасенко А. А. на получение жилищной субсидии, на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обязано Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Ковбасенко А. А. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности;

обязана администрация Муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Ковбасенко А. А. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке установленной очередности.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ковбасенко А.А. обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации; возложении обязанности на Министерство энергетики Российской Федерации, администрацию Муниципального образовании городской округ «Воркута» по предоставлению жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В обоснование требований указал, что работал на предприятиях угольной промышленности более 10 лет, трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией Общества с ограниченной ответственностью «...». Трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией предприятия по ... Трудового кодекса Российской Федерации. Считает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 840 от 24.12.2004г. имеет все правовые основания для включения в список очередности на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами Районов Крайнего Севера.

В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали.

Ответчики администрация Муниципального образования городской округ «Воркута», Министерство энергетики Российской Федерации, третье лицо ОАО «Воркутауголь» своих представителей в суд не направили.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации просит об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Федеральным законом от 27.09.2005 № 123-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 1 января 2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее 10 лет.

Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Министерством энергетики России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утв. постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005.

Таким образом, нормативные акты, регулирующие правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации программ местного развития мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривают возможность получения жилищной субсидии высвобождаемыми работниками организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией предприятия.

По делу установлено, что истец в период с 03.05.1990 по 20.06.1990 и с 04.02.1991 по 16.03.1991 проходил производственную практику ... и по ... «...» ПО «Воркутауголь», с 09.08.1991 по 31.01.1992 проходил производственную практику ... на шахте «...» с углеобогатительной фабрикой ПО «Воркутауголь», с 10.02.1992 по 03.06.1992 работал ... на шахте «...» ПО «Воркутауголь», с 25.07.1994 ... на шахте «...» П/О «Воркутауголь», с 07.08.1996 ПО «Воркутауголь» преобразовано в ОАО «Воркутауголь», с 08.04.2002 переведен из Шахта «...» ОАО «Воркутауголь» в ООО «...», 01.10.2003 трудовой договор расторгнут по ст. 81 ч.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ликвидация предприятия).

Стаж работы истца на предприятиях угольной отрасли составляет 10 лет 2 месяца 23 дня.

15.05.2002 Советом директоров АО «Воркутауголь» - учредителем ООО «...» было принято решение о ликвидации ООО «...» с 01.07.2002, утвержден график ликвидации. 22.10.2002 решением Совета директоров ОАО «Воркутауголь» сроки ликвидации ООО «...» перенесены на 01.07.2003. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11.04.2003 № 155 утверждён проект ликвидации ООО «...». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «...» ликвидирована вследствие банкротства по решению Арбитражного суда Республики Коми и прекратила свою деятельность 28.04.2009.

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах Российской Федерации не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики Российской Федерации непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 30.10.2008 № 99, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.

Доводы в кассационной жалобе о том, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, который действует и в настоящее время, право на предоставление жилищной субсидии имеют только граждане, продолжительность стажа работы которых в районах Крайнего Севера и приравненных местностях составляет не менее 15 календарных лет, не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене решения суда.

Приведенными выше положениями федерального законодательства, для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, без указания на необходимость стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, следовательно, суд обоснованно признал право истца на получение жилищной субсидии, указав, что стаж работы в указанных местностях 15 лет для данной категории работников не требуется.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200