Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-1386/2011 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Перминовой Н.А., Ус Е.А. при секретаре Глобу Н.В. рассмотрев в судебном заседании 14 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2010 года, которым исковые требования Цветкова М.Ю. удовлетворены. Признаны незаконными действия Агентства РК по социальному развитию об отказе в предоставлении Цветкову М.Ю. единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, исключении Цветкова М.Ю. из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность восстановить Цветкова М.Ю. в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность предоставить Цветкову М.Ю. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения. Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Цветков М.Ю. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконными действий по отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, исключении из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», о возложении обязанности восстановить в указанном списке и предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указал, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении указанной выплаты, несмотря на наличие у него определенного статуса и признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Цветкова Е.М., Цветкова Л.П., администрация МО ГО «Сыктывкар». В судебном заседании истец Цветков М.Ю. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представители Агентства Республики Коми по социальному развитию и администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании исковые требования не признали. Иные лица участия в судебном заседании не приняли. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неверно применены нормы материального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение правильным. Судом установлено, что Цветков М.Ю. является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 08.12.1989 Цветков М.Ю. поставлен администрацией г. Сыктывкара на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом его семьи: Цветков М.Ю., Цветкова Л.П., Цветкова Е.М., Завьялов П.Я., Завьялова В.И., Завьялова С.П. в связи с непригодностью для проживания квартиры жилой площадью 24,7 кв.м. по адресу: ... ... .... С 28.02.1998 по настоящее время Цветков М.Ю. зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 53 кв.м., жилой – 37,4 кв.м. по адресу: ..., совместно с Цветковой Е.М., Цветковой Л.П., которые зарегистрированы по данному адресу 24.03.1998. Данная квартира 13.02.1996 в порядке приватизации передана в собственность родителей истца - Цветковой Е.В., Цветкову Ю.А. Право собственности на какие-либо жилые помещения в г. Сыктывкаре за Цветковым М.Ю., Цветковой Е.М., Цветковой Л.П. не зарегистрировано. Вместе с тем, приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 05.08.2010 № Цветкову М.Ю. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и Цветков М.Ю. исключен из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что поскольку истец является ветераном боевых действий, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, то действия ответчика по исключению истца из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями ст. 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являются незаконными. Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В силу статьи 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение федерального законодательства принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», которым предусмотрено, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст. 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58. Согласно закрепленным положениям в Порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 №58 (далее - Порядок), единовременные денежные выплаты предоставляются и ветеранам боевых действий. При этом, как закреплено в Порядке, список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления как в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в качестве имеющих право на получении субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции при разрешении спора пришел к обоснованному выводу о том, что истец, обладающий определенным статусом, и поставленный до 01.01.2005 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, которые до настоящего времени не изменились и не отпали, имеет право на улучшение жилищных условий посредством получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Как следует из материалов дела, истец и члены его семьи в приватизации жилья по адресу: ... не участвовали, собственниками данного жилого помещения не являются. Оснований для признания в соответствии с требованиями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации Цветковой Е.В. членом семьи истца не имеется, так как с 11.03.1998 она зарегистрирована, и в настоящее время проживает по адресу: ..., совместное хозяйство с семьей истца не ведет. Кроме того, Цветкова Е.В. как собственник части жилого помещения, в котором зарегистрирован истец, в соответствии с правами, установленными в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться данным имуществом по своему усмотрению. При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы об обеспеченности истца и его семьи жильем не основаны на фактически установленных обстоятельствах и материалах дела, поэтому являются необоснованными. С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий Н.А. Суслова Судьи Н.А. Перминова Е.А. Ус