принятие локального нормативного акта



Судья Т.С.Мащенко Дело № 33-1693\2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Кореневой И.В., Глушкова М.В.

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 28 марта 2011 года

дело по кассационному представлению прокурора г. Воркуты

на решение Воркутинского городского суда от 2 февраля 2011 года, по которому

отказано в удовлетворении иска прокурора города Воркуты к ОАО «Воркутауголь» обязать разработать и ввести в действие локальный нормативный акт Положение о премировании с учетом специфики работы каждого структурного подразделения,

заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г., поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Воркутауголь» обязать разработать и ввести в действие локальный нормативный акт Положение о премировании с учетом специфики работы каждого структурного подразделения, указывая, что, несмотря на отсутствие необходимой правовой базы, работникам предприятия фактически выплачивается ежемесячное премиальное вознаграждение, которое в ряде приказов ОАО «Воркутауголь» поименовано как «единовременное вознаграждение», не предусмотренное действующими системами оплаты труда и стимулирования труда, и составляет не менее 30-40 % общего размера заработной платы работника. Критерии формирования размера вознаграждения нормативно не закреплены. Существующий порядок оплаты труда создает предпосылки для нарушения работниками угледобывающих предприятий на подземных работах требований законодательства о промышленной безопасности и охране труда, поскольку они заинтересованы в увеличении добычи угля за отчетный период, а также лишает их права на обращение в суд с иском о взыскании неполученных денежных сумм, поскольку работник не сможет произвести собственный расчет заработной платы и представить подтверждающие нормативные документы ввиду их отсутствия.

Ответчик исковые требования не признал. Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона и фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационного представления, обсудив доводы представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности и охране труда на угледобывающих предприятиях Республики Коми. В ходе проверки признано, что в сложившейся системе оплаты труда работников шахт ОАО «Воркутауголь» имеются нарушения трудового законодательства: на предприятии в полном объеме отсутствуют документы, устанавливающие систему оплаты труда работников. Признано, что данный факт создает предпосылки для нарушения работниками угледобывающих предприятий на подземных работах требований законодательства о промышленной безопасности и охране труда, поскольку они заинтересованы в добыче угля за отчетный период, а также это обстоятельство затрудняет реализацию их прав при разрешении трудовых споров работодателем. Причинами и условиями, способствующими совершению нарушений, является экономия денежных средств предприятия за счет жизни и здоровья людей, работающих в угольной промышленности.

20 июля 2010 года в ОАО «Воркутауголь» проведены промежуточные итоги работы комиссии по разработке «Положения об оплате труда работников» и «Положения о премировании работников ОАО «Воркутауголь», в ходе которых, проекты «Положения об оплате труда работников» и «Положение о премировании работников» были разработаны и представлены на рассмотрение стороне работников. Обсуждение неурегулированных позиций проектов продолжатся после окончательного согласования проекта «Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркуты на 2011-2013 годы».

Согласно протоколу от 27 июля 2010 г. о рассмотрении представления прокуратуры № 07-21-2010 от 04.06.2010г., первым заместителем генерального директора ОАО «Воркутауголь» и прокурором г.Воркуты принято решение о продолжении работы по принятию Положения об оплате труда работников ОАО «Воркутауголь» и Положения о премировании с соблюдением требований трудового законодательства и Территориального соглашения по организации угольной промышленности г.Воркуты на 2008-2010 гг.

Приказом генерального директора ОАО «Воркутауголь» № 647 от 19.11.2010г. утверждено и введено в действие с 01 марта 2011 года «Положение об оплате труда работников ОАО «Воркутауголь», которое согласовано с председателем Воркутинской территориальной организацией Росуглепрофа и председателем территориальной организации г. Воркуты НПГ России. Действие Положения распространяется на все структурные, функциональные подразделения ОАО «Воркутауголь». Установлено, что с вступлением в силу данного Положения прекращают свое действие в полном объеме все локальные нормативные акты, регулирующие оплату труда работников структурных подразделений. В соответствии с разделом 7 Положения премирование работников структурных подразделений ОАО «Воркутауголь» по итогам производственной деятельности за отчетный месяц производится в соответствии с «Положением о премировании работников ОАО «Воркутауголь», которое является приложением к настоящему положению. Отдельным категориям работников могут быть установлены иные премии на основании соответствующих локальных нормативных актов, по согласованию с соответствующими органами профсоюзных организаций.

В соответствии с пунктом 2.3. Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркута на 2008-2010 годы между сторонами установлены следующие основополагающие формы социального партнёрства: проведение взаимных консультаций представителей Сторон по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, выполнения ФОС и Соглашения; обеспечения Работодателем (его представителями) участия представителей Профсоюзов в разработке и осуществлении планов социально-экономического развития Организаций и других социально значимых документов; согласование с соответствующими органами Профсоюзов проектов локальных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические интересы работников Организации.

Пунктом 6.1 Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркуты на 2008-2010 гг. определено, что системы оплаты труда устанавливаются руководителем Организации (структурного подразделения) по согласованию с соответствующими органами Росуглепрофа (Воркутинская территориальная организация Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности) и НПГ (Территориальная организация г. Воркуты Независимого профсоюза горняков России). Согласно пунктом 6.14 Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркуты на 2008-2010 г.г. определяет, что «Премирование (поощрение) работников производится на основании «Положения о премировании (поощрении)», утверждаемого руководителем организации по согласованию с Росуглерофом и НПГ.

Территориальное соглашение по организациям угольной промышленности города Воркута на 2011-2013 годы принято и подписано 19 января 2011 года директором филиала ЗАО «Север-Ресурс», генеральным директором ЗАО «Шахта Воргашорская 2», председателем Воркутинской территориальной организацией Росуглепрофа и председателем территориальной организации г. Воркуты НПГ России. Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует в течение трех лет.

В соответствии с п.2.3 Соглашения установлены следующие основополагающие формы социального партнёрства: проведение взаимных консультаций представителей Сторон по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, выполнения ФОС и Соглашения; обеспечения Работодателем (его представителями) участия представителей Профсоюзов в разработке и осуществлении планов социально-экономического развития Организаций и других социально значимых документов; согласование с соответствующими органами Профсоюзов проектов локальных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические интересы работников Организации.

Разделом VI Соглашения предусмотрены условия увеличения тарифных ставок и окладов, индексации заработной платы, состав структуры условно-постоянной и условно-переменной частей заработной платы работников, доплаты, надбавки. Согласно п. 6.8 Соглашения виды, размеры доплат, надбавок и поощрительных выплат к тарифным ставкам (окладам) устанавливаются в «Положении об оплате труда» Организации (структурного подразделения), согласованном с соответствующими органами Росуглепрофа и НПГ.

В соответствии с п. 6.13 Соглашения премирование (поощрение) работников производится на основании «Положения о премировании (поощрении)», утверждаемого руководителем организации по согласованию с Росуглепрофом и НПГ. До принятия единого «Положения о премировании (поощрении)» премирование работников производится по локальным нормативным актам (приказам) структурных подразделений.

Проект Положения о премировании работников ОАО «Воркутауголь» разработан ответчиком и представлен на согласование профсоюзам, в который внесены предложения стороны работников и ответное предложение стороны работодателя.

По сообщению представителей работников, согласование данного Положения приостановлено до 19 февраля в связи с организационными мероприятиями, после указанной даты возобновятся встречи по урегулированию вопросов, по которым не достигнуто соглашение. При не достижении согласия, возможно, будет начата процедура коллективного трудового спора.

Оценивая установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции признал отсутствие законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям закона.

В соответствии с положениями ст. 372 Трудового кодекса РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Поскольку из материалов дела следует принятие ответчиком мер к принятию локального нормативного акта, который является результатом совместной работы не только ответчика, но и представителей работников, вывод суда об отсутствии законных оснований для возложения на ответчика обязанности по принятию такого локального нормативного акта является обоснованным.

Ссылки в кассационном представлении на судебное постановление по административному делу не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что согласно ст. 61 ГПК РФ не имелось.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда от 2 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора г. Воркуты - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –