Судья Качанов А.П. Дело № 33-1443/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Алексеевой С.Ф. и Ивановой Е.А., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрела в судебном заседании 17 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2010 года, по которому признано право Крушенок В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Шахта «Юнь-Яга» в соответствии с законодательством РФ; возложена обязанность на Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Крушенок В.В. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке очередности; возложена обязанность на Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Крушенок В.В. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности с учетом стажа работы в угольной отрасли на 14.07.1996. Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А Крушенок В.В. обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Юнь-Яга». В обоснование иска указал, что на момент увольнения его трудовой стаж работы на предприятии угольной отрасли составлял более 10 лет, что дает ему право на получение жилищной субсидии. В качестве третьего лица привлечено ОАО «Воркутауголь». Стороны в судебном заседании участия не принимали, ответчики в письменных отзывах на исковое заявление требования истца не признали. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ с решением суда не согласилось и просило его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, и неверно применены нормы материального права. Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Из материалов дела следует, что Крушенок В.В. уволен из шахты «Юнь-Яга» производственного объединения «Воркутауголь» в связи с ликвидацией предприятия 14.07.1996 года. На момент увольнения стаж его работы, на предприятиях угольной промышленности составил 12 лет 03 мес. 21 день. Истец не имеет жилья за пределами г.Воркуты, ранее не получал жилищной субсидии. На основании постановления Правительства от 03.04.1996 № 385 принято решение о ликвидации Государственного предприятия «Шахта Юнь-Яга» Производственного объединения «Воркутауголь». 28.06.2005 внесены сведения в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Государственного предприятия «Шахта Юнь-Яга». В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты «Юнь-Яга» определялись списки работников шахты на переселение за пределы РК в связи с ликвидацией предприятия, составленные на основании «Положения о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты «Юнь-Яга» объединения «Воркутауголь» в связи с её ликвидацией». В указанный список истец не включался. Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона №81-ФЗ от 20.06.1996 «О государственном регулировании в области добычи и использования угля об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее десяти лет: и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей l ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» №125-ФЗ от 25.10.2002г. жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Федеральным законом №123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов...» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Таким образом, нормативными актами, регулирующими правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретения жилья за пределами г.Воркуты в рамках реализации программ местного развития мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии лишь при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет. Учитывая, что Крушенок В.В. уволен в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, до 01.01.2005, необходимый стаж работы в угольной отрасли на момент увольнения составил более 10 лет, не имеет жилья за пределами г.Воркуты, суд пришел к правильному выводу о наличии права истца на получение жилищной субсидии и удовлетворил исковые требования. Довод жалобы о том, что истец не обращался с заявлением о включении в очередь на переселение из РКС правового значения не имеет, поскольку получение жилищной субсидии законодателем ставится в зависимость от наличия либо отсутствия определенных условий: высвобождение работника до 01.01.2005, наличие стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, проживания гражданина в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях) и отсутствия у него жилья за пределами районов Крайнего Севера. Указанные требования истцом соблюдены. Ссылка в кассационной жалобе на незаконность решения суда в части возложения обязанности по предоставлению жилищной субсидии на Министерство энергетики РФ несостоятельная, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления. Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008 года, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию. Таким образом, для того, чтобы МО ГО «Воркута» выделило субсидию истцу, за счёт средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделении этому органу местного самоуправления денежных средств. Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не может быть принят к рассмотрению кассационной инстанцией, поскольку ответчик хотя и указывал в своем возражении на пропуск истцом срока исковой давности для защиты своего права, но при этом не заявлял требований о применении последствий пропуска данного срока. С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения. Председательствующий Судьи