признание незаконным бездействия должностных лиц



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Бородулина М.В. Дело №33-1659/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Голикова А.А., Ус Е.А.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2011 года дело по кассационному представлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора на решение Печорского городского суда Республики Коми от 13 января 2011 года, по которому исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению Республики Коми "Печорское лесничество":

- о признании незаконным бездействия в части непринятия государственным учреждением РК "Печорское лесничество" своевременных и должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране и защите лесов от загрязнения и иных негативных воздействий;

-о возложении обязанности на государственное учреждение Республики Коми "Печорское лесничество" в срок до 1 июня 2011 года принять конкретные меры по устранению нарушений лесного законодательства, а именно разработать и организовать выполнение санитарно - оздоровительных мероприятий, направленных на очистку территории ... квартала выдела ... Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления;

- о возложении обязанности на ГУ РК "Печорское лесничество" в срок до 1 сентября 2011 года провести конкурс на выполнение работ по очистке территории ... квартала выдела ... Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А.,заключение прокурора Ковригиной О.Н., поддержавшей кассационное представление прокурора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к государственному учреждению Республики Коми "Печорское лесничество":

- о признании незаконным бездействия в части непринятия государственным учреждением РК "Печорское лесничество" своевременных и должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране и защите лесов от загрязнения и иных негативных воздействий;

- о возложении обязанности на государственное учреждение Республики Коми "Печорское лесничество" в срок до 1 июня 2011 года принять конкретные меры по устранению нарушений лесного законодательства, а именно разработать и организовать выполнение санитарно- оздоровительных мероприятий, направленных на очистку территории ... квартала выдела ... Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления;

- о возложении обязанности на ГУ РК "Печорское лесничество" в срок до 1 сентября 2011 года провести конкурс на выполнение работ по очистке территории ... квартала выдела ... Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" от захламления (загрязнения) отходами производства и потребления.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой по обращению заместителя председателя общественной экологической организации "Комитет спасения Печоры" проведена проверка по факту организации неустановленными лицами несанкционированной свалки ТБО в лесном массиве, расположенном на территории МО МР "Печора". В ходе проверки установлено, что на территории ... квартала выдел ... Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" неустановленными лицами организована несанкционированная свалка отходов производства и потребления. По мнению прокурора, анализ работы ГУ РК "Печорское лесничество" выявил, что должностными лицами указанного учреждения функции по государственному лесному контролю и надзору за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов надлежащим образом не исполняются. Факт бездействия ответчика - ГУ РК "Печорское лесничество" в части непринятия должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от загрязнения и иных негативных воздействий подтверждается представленным руководителем учреждения ответом от 20.10.2010г. за ... на представление прокуратуры от 05.10.2010г. за ..., а также актом о лесонарушении в квартале ... выдел ... Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество", который был составлен только 20.10.2010г., т.е. фактически после проведения прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления и лесного законодательства.

В судебном заседании Печорский природоохранный межрайонный прокурор Антонов П.В. свои исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ГУ РК "Печорское лесничество" Едемский Е.Ф. исковые требования прокурора не признал.

Дело рассмотрено судом в отсутствие третьих лиц - Администрации МР "Печора" и Администрации ГП "Печора" в порядке статьи 167 ГПК РФ. В отзыве указанные третьи лица исковые требования прокурора поддержали (л.д.97,103).

Третье лицо - представитель Общественной экологической организации "Комитет спасения Печоры" Давыдова Н.В. исковые требования поддержала.

Дело рассмотрено судом в отсутствие третьего лица Комитета лесов Республики Коми, который в отзыве на иск требования не поддержал (л.д.94).

Представитель Печорского городского комитета по охране окружающей среды Огаркова Е.А. исковые требования поддержала.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационном представлении прокурор не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что оно является незаконным и необоснованным, вынесено судом при неправильном применении норм материального права, без учета положений Устава ГУ РК "Печорское лесничество", нахождения выдела ... квартала ... Канинского участкового лесничества в ведении ГУ "Печорское лесничество", считает выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований несостоятельными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления.

Судом установлен и не оспаривается лицами, участвующими в деле, факт наличия несанкционированной свалки мусора, в том числе твердых бытовых отходов (картонных и пластиковых упаковок продовольственных товаров, утративших свои потребительские свойства), крупногабаритных отходов (мебель, бывшая в употреблении) общей площадью около ....метров, подтвержден экспертным заключением от 29 сентября 2010 года .... Среди прочих отходов обнаружена списанная учебная литература, принадлежащая по штампам СОШ ... и СОШ ... (л.д.9). Комиссией было проведено обследование территории лесного массива в ... квартале ... выдела Канинского участкового лесничества ГУ "Печорское лесничество". Собственник твердых бытовых отходов установлен не был.

Согласно Устава ГУ РК "Печорское лесничество" создано из государственного учреждения Республики Коми "Печорский лесхоз", является правопреемником ГУ РК "Печорский лесхоз". Учредителем ГУ РК "Печорское лесничество" является Правительство Республики Коми. Организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью учреждения осуществляет Комитет лесов Республики Коми. Учреждение ГУ РК "Печорское лесничество" является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств в соответствии с действующим законодательством, субсидиарную ответственность по неисполненным учреждением обязательствам несет Комитет лесов Республики Коми.

ГУ РК "Печорское лесничество" имеет структурные подразделения (пункт 1.8 Устава л.д.12):

-Интинское участковое лесничество;

-Канинское участковое лесничество;

-Конецборское участковое лесничество;

-Левобережное участковое лесничество;

-Сынинское участковое лесничество.

Участковое лесничество возглавляет лесничий участкового лесничества.

ГУ РК "Печорское лесничество" занимается следующей деятельностью:

-организует проведение мероприятий по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с лесоустроительными проектами, лесными планами, лесохозяйственными регламентами;

-разрабатывает мероприятия по охране лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней леса, загрязнения и иных негативных воздействий и организует их выполнение;

-осуществляет проведение конкурсов по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

-при выявлении нарушений лесного законодательства составляет акты, которые служат основанием для предъявления претензий лесопользователю и возбуждения административного производства;

-размещает заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на не арендованных для заготовки древесины лесных участков и соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и т.д.

Судом установлено, что право собственности на территорию ... квартала выдела ... Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" документально не оформлено, вид собственности не определен.

Суд указал, что спорный участок расположен между административной территорией МО СП " Красный Яг" и административной территорией МО СП "Озерный" по направлению на полигон твердых бытовых отходов города Печоры, который является объектом незавершенного строительства. Кадастровый паспорт на земельный участок под полигоном твердых бытовых отходов не оформлен.

Из письменного отзыва Комитета лесов Республики Коми (л.д.94) следует, что Постановлением Совета Министров Республики Коми №594 от 24 ноября 1993года утверждена городская черта города Печора, в состав которой входят лесные земли площадью ..., в том числе кварталы ... При постановке земель на кадастровый учет эти земли не были зарегистрированы как земли лесного фонда, являющиеся собственностью Российской Федерации. В связи с изложенным ГУ РК "Печорское лесничество" не имеет полномочий по осуществлению в указанных кварталах управленческих функций.

Суд признал обоснованным заявление ответчика о том, что в соответствии с положениями ст. 83 Лесного кодекса РФ, в которой определены полномочия, переданные субъектам Российской Федерации, полномочия эти касаются только лесных отношений, возникающих на лесных участках, являющихся федеральной собственностью. Поскольку указанный в иске участок имеет иную, чем федеральная, форму собственности, выделяемые на исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений субвенции не могут расходоваться на осуществление ГУ РК "Печорское лесничество" каких-либо действий на этом участке, расходование средств федерального бюджета на охрану лесных участков, не входящих в лесной фонд, признается нецелевым и виновные в таком расходовании привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. По мнению Комитета лесов Республики Коми, нахождение отходов производства и потребления за пределами мест, специально предназначенных для их складирования и утилизации, независимо от того, на землях каких категорий эти отходы размещены, говорит о неисполнении органами местного самоуправления полномочий по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления, ссылаясь на статью 13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", согласно которой организация сбора, складирования, вывоза и переработки (утилизации) отходов возложена на органы местного самоуправления. Пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6.10.2003года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе земли лесного фонда.

Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права.

В соответствии со статьей 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года №89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона №89-ФЗ в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив

иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 8 Федерального закона №89- ФЗ регулирует полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ к полномочиям органом местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований предусмотрены в статье 13 ФЗ, в соответствии с которой территории муниципальных образований подлежат регулярной чистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Суд также принял во внимание разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства, содержащиеся в письме от 28 октября 2010 года (л.д.107).

Общие обязанности лесопользователей по предотвращению засорения лесов и иных негативных последствий предусмотрены Лесным кодексом, Законом РФ от 19 декабря 1991 года №2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом №89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", а также иными законами и подзаконными актами.

Так, в соответствии со статьей 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений предусмотрены статьей 81 Лесного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений предусмотрены статьей 82 Лесного кодекса РФ.

Статья 83 ЛК РФ регулирует передачу осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений предусмотрены статьей 84 Лесного кодекса РФ.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, указанных в статьях 81-84 Лесного кодекса РФ, полномочия по проведению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В соответствии с положениями Лесного кодекса осуществляется государственный лесной контроль и надзор (ст.96) и муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела при постановке земель на кадастровый учет спорный участок не был отнесен к категории земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации, напротив, постановлением Совета Министров Республики Коми №594 от 24.11.1993 года была утверждена городская черта г.Печора, в состав которой вошел квартал 153.

В связи с отсутствием документов, подтверждающих факт перевода земель из категории "земли населенных пунктов" в "земли лесного фонда" судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что бездействие ответчика в непринятии своевременных и должных мер по организации и выполнению мероприятий по охране и защите лесов от загрязнений и иных негативных воздействий на территории 153 квартала выдела 39 Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" материалами дела не подтверждено.

Суд на основе анализа норм действующего законодательства, приведенного в мотивировочной части решения, правильно признал, что работа ответчика по очистке лесов от захламления, загрязнения и другого негативного воздействия применительно к нормам лесного законодательства не предусматривает возникновение у ГУ РК "Печорское лесничество" обязанности по обращению с отходами производства и потребления.

При этом суд обоснованно принял во внимание, что ответчик выполнил действия, возложенные на него положениями ст.96 Лесного кодекса, по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, установив факт нарушения 29 сентября 2010 года на указанном лесном участке.

Так, 29 сентября 2010 года служебная записка лесничего - руководителя Канинского участкового лесничества ... была направлена в Печорскую природоохранную прокуратуру (л.д.10). 5 октября 2010 года прокуратурой было направлено представление об устранении лесного законодательства в адрес ответчика (л.д.19). 20 октября 2010 года на указанное представление был дан ответ ГУ РК "Печорское лесничество" (л.д.23). Участковым лесничествам было дано указание систематически проводить мониторинг лесных участков, наиболее подверженных загрязнению и захламлению коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, районов несанкционированных свалок и т.д. В случае обнаружения ранее загрязненных участков либо вновь образованных составлять акты о лесонарушении в соответствии с требованиями лесного законодательства и действующими нормативными актами (л.д.25). 20 октября 2010 года в адрес Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры был направлен комплект документов по лесонарушению в квартале ... выдел ... Канинского участкового лесничества ГУ "Печорское лесничество (л.д.26-34).

При этом судебная коллегия учитывает также то обстоятельство, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент (ст.87 Лесного кодекса). Судом установлено, что у ответчика разработан лесохозяйственный регламент, осуществляются проверки лесных участков, составляются акты о лесонарушении, организован контроль за состоянием лесного фонда.

Разрешая пункты 2 и 3 исковых требований прокурора, суд указал, что они касаются вопросов проведения конкурсов и поиска подрядчиков применительно к размещению заказов и выполнению работ для государственных нужд, правильно признав, что очистка ... квартала ... выдел Канинского участкового лесничества ГУ "Печорское лесничество" к таким государственным нуждам не относится. Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №270 от 5 июля 2010 года.

По изложенным основаниям судебная коллегия соглашается с решением суда и не усматривает оснований для его отмены по доводам кассационного представления.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 13 января 2011 года оставить без изменения, кассационное представление Печорского природоохранного межрайонного прокурора без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи