ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Коршуневская М.З. Дело №33-1644/2011г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Голикова А.А., Ус Е.А. при секретаре Глобу Н.В. рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2011 года дело по кассационной жалобе администрации МО МР "Княжпогостский" на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 20 января 2011 года, которым (с учетом определения того же суда от 1 марта 2011 года об исправлении описки) иск прокурора Княжпогостского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворен частично. Признано незаконным частичное бездействие администрации Муниципального образования муниципального района "Княжпогостский", выразившееся в непринятии мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения к территории сельского поселения "Княжпогост" на ... км через р.Вымь (сообщением г.Емва - с.Княжпогост), к территории сельского поселения "Турья" на ... км через р.Вымь (в ... км от с.Турья, сообщением с. Турья -г.Емва - с.Мещура). На администрацию муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" возложены обязанности в срок до 01.06.2011 г. создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения к территории сельского поселения "Княжпогост" на ... км через р.Вымь (сообщением г.Емва - с.Княжпогост), к территории сельского поселения "Турья" на ... км через р.Вымь (в ... км от с.Турья, сообщением с.Турья -г.Емва - с. Мещура), обеспечивающие круглосуточное и круглогодичное передвижение населения и транспортных средств через р.Вымь. Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., представителя администрации МО МР "Княжпогостский" Михайлова А.Б., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим удовлетворению, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО МР "Княжпогостский", в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным бездействие администрации МО МР "Княжпогостский", выразившееся в непринятии мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения к территории сельского поселения "Княжпогост" на ... км. через р.Вымь (сообщением г.Емва - с.Княжпогост), к территории сельского поселения "Турья" на ... км. через р.Вымь (в ... км. от с.Турья, сообщением с.Турья-г.Емва-с.Мещура), а также возложить на администрацию МО МР "Княжпогостский" обязанности в срок до 01.06.2011 создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения к территории сельского поселения "Княжпогост" на ... км. через р.Вымь (сообщением г.Емва - с.Княжпогост), к территории сельского поселения "Турья" на ... км. через р.Вымь (в ... км. от с.Турья, сообщением с.Турья-г.Емва-с.Мещура), обеспечивающие круглосуточное и круглогодичное передвижение населения и транспортных средств через р.Вымь. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что паромные переправы к указанным сельским поселениям не функционируют, а администрация МО МР "Княжпогостский", к полномочиям которой относится предоставление транспортных услуг населению посредством паромных переправ в границах указанного района, не предпринимает меры по восстановлению работоспособности переправ, несмотря на то, что в бюджетах поселений предусматривались средства на оказание услуг по содержанию паромной переправы, однако договора на оказание транспортных услуг не заключены, транспортное сообщение нарушено. Вместе с тем, отсутствие паромных переправ к указанным сельским поселениям препятствует своевременному устранению аварийных и чрезвычайных ситуаций, проезду машин различных служб, нормальной жизнедеятельности жителей указанных пунктов. Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Дорожное агентство Республики Коми и Агентство Республики Коми по управлению имуществом. В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске. Представители третьих лиц - администрации СП "Княжпогост" и СП "Турья" исковые требования прокурора поддержали. Представитель ответчика администрации МО МР "Княжпогостский" в судебном заседании в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации МО МР "Княжпогостский", выразившегося в непринятии мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения к территориям сельских поселений "Княжпогост" и "Турья", просил отказать, исковые требования в части возложения обязанности в срок до 1 июня 2011 года создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения к территориям сельских поселений "Княжпогост" и "Турья" признал. Представители третьих лиц - Дорожного агентства Республики Коми и Агентства Республики Коми по управлению имуществом - в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд вынес указанное выше решение. В кассационной жалобе администрация МО МР "Княжпогостский" не согласна с решением суда и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Судом установлено, что на момент разрешения спора круглосуточное и круглогодичное транспортное обслуживание населения к территории сельского поселения "Княжпогост" на ... км. через р.Вымь (сообщением г.Емва - с.Княжпогост), к территории сельского поселения "Турья" на ... км. через р.Вымь (в ... км. от с.Турья, сообщением с.Турья - г.Емва - с.Мещура) отсутствуют, поскольку паромные переправы к территориям указанных сельских поселений не функционируют. Проводимая администрацией МР "Княжпогостский" работа с различными организациями по вопросу организации транспортного сообщения с сельскими поселениями "Турья" и "Княжпогост" к положительным результатам не привела. Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь п. 6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями Устава МО МР "Княжпогостский", а также фактически установленными обстоятельствами по делу, пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию МО МР "Княжпогостский" обязанности по предоставлению и организации транспортного обслуживания населения к территории вышеуказанных сельских поселений, обеспечивающего круглосуточное и круглогодичное передвижение населения и транспортных средств. Оспаривая данный вывод суда, администрация МО МР "Княжпогостский" указывает на то обстоятельство, что паромные переправы к территориям сельских поселений "Княжпогост" и "Турья" являются частью дороги, которая находится в государственной собственности Республики Коми, в связи с чем ее обслуживание не входит в компетенцию администрации МО МР "Княжпогостский". Судебная коллегия не может признать указанный довод обоснованным. Из пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Аналогичный вопрос местного значения закреплен и в п. 9 Устава МО МР "Княжпогостский". Кроме того, решениями Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2008, 28.05.2009, 13.10.2009 Совету СП "Турья" и администрации МО МР "Княжпогостский" было отказано в исках к Дорожному агентству Республики Коми, ОАО "Автодор Коми" о возложении обязанности выделить денежные средства на содержание паромной переправы и возобновить ее работу. Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что межпоселенческие территории СП "Турья" и СП "Княжпогост" находятся в границах муниципального района "Княжпогостский", суд обоснованно возложил на администрацию МО МР "Княжпогостский" обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения к территории сельского поселения "Княжпогост" на ... км через р.Вымь (сообщением г.Емва - с.Княжпогост), к территории сельского поселения "Турья" на ... км через р.Вымь (в ... км от с.Турья, сообщением с.Турья -г.Емва - с. Мещура), обеспечивающих круглосуточное и круглогодичное передвижение населения и транспортных средств через р.Вымь. Ссылка в кассационной жалобе на подп. 3 п. 12 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 12.11.2007 № 160, является несостоятельной, поскольку в соответствии с указанным пунктом определен состав работ по содержанию искусственных и защитных дорожных сооружений, в который входит: техническое обслуживание паромных переправ; загрузка, перемещение и разгрузка паромов, регулирование высоты причалов, восстановление двигателей на паромах, систем буксировки и других устройств, в то время как предметом данного спора является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения. Довод кассационной жалобы о необоснованном возложении на Совет МР "Княжпогостский" обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в связи с непривлечением Совета МР "Княжпогостский" к участию в деле, не является основанием для отмены решения суда, поскольку судом была допущена описка в указанной части, данная ошибка исправлена определением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 01.03.2011 с возложением указанных обязанностей на администрацию МО МР "Княжпогостский". Указание в кассационной жалобе на то, что паромные переправы находятся в государственной собственности Республики Коми, является ошибочным, поскольку согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Коми, в республиканской собственности находится только автомобильная дорога "Подъезд к с. Турья - д. Кони (с подходами к р. Вымь)". В связи с этим, а также принимая во внимание, что определениями суда Дорожное агентство Республики Коми и Агентство Республики Коми по управлению имуществом были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, оснований для привлечения указанных агентств к участию в деле в качестве соответчиков у суда не имелось. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 20 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации МО МР "Княжпогостский" - без удовлетворения. Председательствующий Судьи