Предоставление жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности



Судья Качанов А.П. Дело № 33-1770/2011 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ивановой Е.А., Харманюк Н.В.,

при секретаре Димовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 31 марта 2011 года

дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2010 года, по которому

Иск Филимонова А.Н. удовлетворен.

Министерство энергетики Российской Федерации обязано выделить через Администрацию МО ГО «Воркута» Филимонову А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Промышленная», в порядке очередности, исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация МО ГО «Воркута» обязана предоставить Филимонову А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Промышленная» за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения шахтерских городов и поселков, в порядке очередности, исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Филимонов А.Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерству энергетики Российской Федерации о признании его права на включение в льготный список на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Промышленная», возложении на Министерство энергетики Российской Федерации обязанности выделить через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» истцу жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера.

Истец, ответчики Министерство энергетики Российской Федерации, Администрация МО ГО «Воркута», третье лицо ОАО «Воркутауголь», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном разбирательстве участия не приняли, заявив о рассмотрении дела в их отсутствие.

В представленном в суд отзыве Администрация МО ГО «Воркута» с исковыми требованиями не согласилась.

Суд постановил приведенное выше решение.

Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 февраля 2011 года Министерству энергетики Российской Федерации восстановлен срок для подачи кассационной жалобы на указанное решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации не согласно с решением суда и просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что Филимонов А.Н. своевременно не обратился с заявлением о включении его в льготный список, а также на то, что Министерство энергетики Российской Федерации не осуществляет непосредственно предоставление социальной выплаты.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Судом установлено, что Филимонов А.Н. работал на шахте «Центральная» производственного объединения «Воркутауголь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ..., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ...; на шахте «Октябрьская» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ...; на шахте «Промышленная» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ .... Трудовой договор расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия.

Стаж работы истца в угольной отрасли на момент расторжения трудового договора в связи с ликвидацией предприятия, шахты «Промышленная», составляет ... лет ... месяцев, указанный стаж в жалобе не оспаривается. После увольнения с шахты «Промышленная» Филимонов А.Н. продолжал проживать и работать в районах Крайнего Севера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.1995 №969 принято предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства Республики Коми о ликвидации государственного предприятия «Шахта «Промышленная» производственного объединения «Воркутауголь».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.11.2010, Государственное предприятие шахта «Промышленная» ликвидировано по решению суда.

Вывод суда о праве истца на получение жилищной субсидии соответствует требованиям действующего законодательства.

Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно органи­зациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения были внесены постановлениями Правительства РФ от 26.01.2006 № 43 и № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Филимонова А.Н. удовлетворены правомерно.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.

Ссылка в жалобе на то, что Филимонов А.Н. не был включен в списки высвобожденных работников предприятия, претендующих на получение субсидии, не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа работнику угольной промышленности в предоставлении жилищной субсидии и само по себе не исключает права истца на ее получение. Кроме того, п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 предусмотрена ежегодная корректировка списков граждан, подлежащих переселению.

Доводы жалобы о пропуске истцом срока исковой давности не могут быть приняты во внимание, поскольку при производстве в суде первой инстанции ответчиками не было заявлено о применении последствий срока исковой давности, в связи с чем судом данное обстоятельство не исследовалось.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: